День Пагервеси (Hari Raya Pagerwesi)
Индуистский календарь на Бали полон праздников и торжеств. Не все они являются официальными государственными праздниками во всей Индонезии, но все они в том или ином смысле имеют значение для местных жителей. Один из таких дней – Пагервеси (Pagerwesi, Hari Raya Pagerwesi, Pagerwesi Day). Это важный религиозный праздник, отмечаемый на Бали. Он прославляет стойкость балийской веры. По некоторым сведениям, Пагервеси считается вторым по значимости для балийцев религиозным праздником после Галунгана (Galungan).
В этой статье я подробнее расскажу вам об этом празднике. Вы также узнаете, когда его отмечают, почему он всегда выпадает на среду и чему он посвящен. Кроме того, я опишу для вас некоторые традиции и ритуалы, проводимые местными жителями в этот день.
Даты празднования Пагервеси
Праздник Пагервеси отмечают каждые 210 дней по явано-балийскому календарю Павукон (Pawukon). Он берет свое начало в балийском индуизме. Этим календарем пользуются только на Бали. Интересно, что раз в Павуконе 210 дней, то в некоторые годы по григорианскому календарю праздник Пагервеси будут отмечать дважды (так было, например, в 2023 году). По этой же причине, кстати, этот день всегда выпадает на среду.
Пагервеси празднуют на четвертый день после Дня Сарасвати (Hari Raya Saraswati, Saraswati Day). Он посвящен богине знаний, мудрости, красноречия, науки, искусства, творчества и музыки. Кроме того, Пагервеси всегда выпадает на третий день после Банью Пинарух (Banyu Pinaruh), на второй день после Сома Рибек (Soma Ribek) и на следующий день после Сабух Мас (Sabuh Mas). Обо всех этих праздниках и церемониях, проводимых в эти дни, я подробно рассказывал в своей статье День Сарасвати, или День знаний на Бали.
Что же касается непосредственно Пагервеси, то вот дни его празднования:
- 24 мая 2023 года
- 20 декабря 2023 года
- 17 июля 2024 года
- 12 февраля 2025 года
- 10 сентября 2025 года
- 8 апреля 2026 года
- 4 ноября 2026 года
- 2 июня 2027 года
- 29 декабря 2027 года
- 26 июля 2028 года
- 21 февраля 2029 года
- 19 сентября 2029 года
- 17 апреля 2030 года
- 13 ноября 2030 года
- 10 июня 2031 года
- 7 января 2032 года
- 4 августа 2032 года
- 2 марта 2033 года
- 28 сентября 2033 года
- 26 апреля 2034 года
- 22 ноября 2034 года
- 20 июня 2035 года
Отмечу также, что Пагервеси – это самый ранний крупный индуистский религиозный праздник в балийском календаре.
В следующем разделе я расскажу вам о том, как балийцы отмечают день Пагервеси.
Чему посвящен Пагервеси
С индонезийского языка слово «Пагервеси» переводится как «железный забор» («pager» значит «забор» или «защитник», а «wesi» – «железо»). Этот «железный забор» является символом стойкости и непоколебимости веры и знаний балийцев. Ведь без них жизнь людей погрузится во тьму, и наступит хаос. Вот почему важно и нужно постоянно укреплять силу своего духа, а также собственный разум. Ведь только со стойкой верой и трезвым умом можно в полной мере противостоять злу.
Вообще, кончено, словосочетание «возвести железный забор», которое произносится балийцами в этот день, используется в переносном значении. Разумеется, никаких заборов в праздник Пагервеси никто не строит. Это словосочетание скорее означает мысленное и духовное ограждение балийцами ценных и важных для себя вещей и знаний от внешних врагов и демонов посредством молитв.
Прежде чем я продолжу свой рассказ о том, каким божествам балийцы молятся в день Пагервеси, я должен обратить ваше внимание на один факт.
В настоящее время существует множество параллелей между индийским индуизмом и балийским индуизмом. Ведь почти все балийские индуистские боги и богини были исторически ассимилированы в балийский индуизм из индийского индуизма. Однако этот процесс ассимиляции не всегда происходил в результате прямого контакта между балийцами и индийцами. Многие балийские индуистские верования и практики были ассимилированы в балийский индуизм из-за исторических контактов балийцев с яванцами. Кроме того, исторически балийцы редко ассимилировали божеств в балийском индуизме совсем без каких-либо изменений. Именно поэтому сегодня существует мало сходств между божествами в индийской и балийском индуизмах (повторюсь, что это даже несмотря на то, что почти все балийские индуистские боги и богини в конечном итоге произошли из индийского индуизма).
Итак, в этот день балийцы прославляют бога Шиву (Siwa). Он является третьим божеством в индуистской религии. Вообще Шива считается богом разрушений, но это не стоит воспринимать буквально. В результате его «разрушения» происходит освобождение человеческой души от земных оков и границ, после чего наступает ее перерождение. Отмечу также, что в шиваитской традиции Шива является главным божеством, который создает, защищает и преобразует вселенную. Поэтому в этот день местные жители выражают ему свое почтение и просят его о защите. Кроме того, балийские индуисты также поклоняются Шиве как богу, который возвращает людей и другие живые существа в их стихии.
Вместе с Брахмой (Brahma) и Вишну (Wisnu) Шива входит в божественную триаду Тримурти (Trimurti). По сути, эта триада представляет собой индуистское религиозное учение. В этом учении все три главных божества индуистского пантеона объединены в единое целое духовное начало и являются проявлениями одной личности – Брахмана. Однако при этом все три божества различны и выполняют каждый свои обязанности и функции.
Здесь же я сразу хочу отметить, что и Шива, и Брахма, и Вишну, и Брахман – божества прежде всего индийского индуизма. В балийском индуизме Брахману соответствует Ида Санг Хьянг Видхи Васа (Ida Sang Hyang Widhi Wasa). В местной религии это верховный бог, который также есть вера в единую высшую сущностью. Этот бог не встречается в индийском индуизме, а присутствует только в религии балийцев. В настоящее время его имя используется в основном только жителями острова богов.
Отмечу также, что бог Ида Санг Хьянг Видхи Васа присутствует в некоторых индусских верованиях, которые были официально признаны индонезийским министерством по делам религии наряду с традиционной индуистской троицей Тримурти.
Дословно «Санг Хьянг Видхи Васа» с индонезийского можно перевести как «божественный порядок». Как я уже говорил выше, это концепция в балийской традиции индуизма, которая параллельна метафизической концепции Брахмана среди индийских индуистов. Санг Хьянг Видхи Васа, как и Брахман, тоже воплощает все универсальные дуальности. Вот почему балийцы верят, что все творения Санг Хьянг Видхи Васа столкнутся с циклом рождения, жизни и смерти.
Другие наименования этого верховного бога – Санг Хьянг Тунггал (Sang Hyang Tunggal), что переводится как «божественное единство», и Санг Хьянг Ачинтья (Sang Hyang Acintya), что можно перевести как «непостижимое».
Кроме того, согласно балийским индуистским заповедям, существует много проявлений и воплощений Санг Хьянг Видхи Васа в форме богов. В основном они связаны с природой, горами, морем, озерами и так далее. Один из примеров такого бога – Деви Шри (Dewi Sri). Она является богиней риса.
Еще одно проявление Санг Хьянг Видхи Васы – Санг Хьянг Прамести Гуру (Sang Hyang Pramesti Guru). Это воплощение является учителем вселенной, который может направить людей на правильный путь в познании жизни. В день Пагервеси балийцы молятся прежде всего именно этому воплощению Санг Хьянг Видхи Васы, чтобы не попасть в ловушку плохих мыслей и желаний. Кроме того, в этот день Санг Хьянг Прамести Гуру выступает наставником для каждого балийца, помогает не сбиться с верного курса и выбранного пути и двигаться по жизни только в неправильном направлении.
Далее я расскажу вам о том, как именно балийцы отмечают день Пагервеси.
Как отмечают праздник Пагервеси
Жители Бали верят, что если праздник Пагервеси пройдет успешно, то они будут защищены от злых людей, демонов и духов мертвых, а также дурного влияния. Вот почему этот день считается вторым по значимости религиозным праздником для балийцев после Галунгана. В этот день местные жители много молятся и проводят различные ритуалы, чтобы защитить себя, свои душу и разум, а также свой дом и своих близких. Молитва и создает ограждающий их от всякого проявления зла «железный забор».
По данным различных источников, Пагервеси отмечают все индусы, вне зависимости от места, времени и обстоятельств. Где-то этот день празднуют более масштабно, а где-то менее ярко. В некоторых деревнях и населенных пунктах Пагервеси отмечают даже более помпезно и красочно, чем Галунган. Так, например, в районе Булеленга в этот день устраивают большой индуистский праздник со своими традициями и обычаями. Улицы и территории храмов украшаются пенджорами (penjor). Так называют балийский индуистский религиозный символ процветания. Он представляет собой высокий бамбуковый шест около 5-10 метров в высоту с характерным изгибом около верхней части. Его украшают цветными тканями, различными листьями, цветами, фруктами и овощами, рисом, монетами и прочими предметами. Также в Булеленге в этот день проводят паломничество на местное кладбище к могилам родственников. Эта традиция называется мунджунг. Во время паломничества к могилам несут подношения желтого риса, различных гарниров и фруктов. После принесения это подношение едят вместе с родственниками. Эта традиция проводится здесь из поколения в поколение с целью помолиться за семьи тех, кто умер, но еще не был сожжен (кремирован).
Однако не во всех уголках Бали Пагервеси отмечают также масштабно, как в Булеленге. Ведь каждый человек на острове по-своему интерпретирует этот праздник.
Чаще всего в этот день балийцы много молятся. Сначала они делают это дома, а затем идут в деревенские храмы. Там же они делают подношения и просят милости и защиты у Санг Хьянг Прамести Гуру. Защиту просят через знания, потому что наука и знания есть истинная и главная защита от всех бед.
Помимо молитв и подношений Санг Хьянг Прамести Гуру, в этот день местные жители практикуют медитационную йогу, различные ритуалы, направленные на защиту себя знаниями и твердостью веры, и особенную полночную медитацию. Это единственная крупная церемония на Бали, которая проводится ночью, а не днем. Проводят ее священники или местные религиозные лидеры. Во время церемонии они кланяются, возводят алтарь для поклонения Санг Хьянг Прамести Гуру, занимаются медитационной йогой, делают подношения из риса и цветов и произносят особенные молитвы.
Что касается приветствий, то в этот день балийцы приветствуют друг друга фразой «Selamat Hari Raya Pagerwesi». Она переводится как «Приветствую в этот день радости Пагервеси». Как вы могли, наверное, заметить, многие балийские и индонезийские праздники начинаются со слов «Hari Raya». Это переводится как «день радости» или «день празднования» (например, праздник Сарасвати – Hari Raya Saraswati или День рождения Будды Весак – Hari Raya Waisak).
Также обратите внимание, что хоть в Индонезии день Пагервеси не считается государственным и не является выходным днем, некоторые балийские учреждения могут не работать в этот день. Иногда этим грешит иммиграционная служба Бали. Они бывают закрыты либо утром, либо в течение всего дня Пагервеси. Так что обязательно учитывайте это при планировании своего дня (особенно если вы хотите срочно решить какие-то иммиграционные вопросы, связанные, скажем, с продлением или восстановлением ваших документов или виз).
Подводя итог всему вышесказанному, я хочу заметить, что, несмотря на всю свою значимость для местных жителей, для туристов и путешественников, отдыхающих на острове Бали, день Пагервеси пройдет, скорее всего, не слишком заметно (особенно в сравнении с такими праздниками как, например, Ниепи, Галунган, Китайский Новый год Имлек, День Независимости Индонезии и некоторыми другими). Ведь большинство балийцев в этот день молятся дома или в деревенских храмах. Они также стараются молитвами «укрепить» свои дома и отогнать от них злых и темных духов. Вот почему никаких громких шествий и праздничных мероприятий в Пагервеси не планируется (разве что только в Булеленге и некоторых небольших традиционных балийских деревнях).
Если же вы хотите провести этот день так, чтобы навсегда запомнить его, я могу порекомендовать вам, например, съездить со мной на экскурсию. Мы можем посетить с вами различные балийские достопримечательности, такие как, например, храмы, леса обезьян, парки, музеи, дворцы и замки, горячие источники, рисовые террасы или кофейные плантации. Я могу отвезти вас в такие города как Денпасар (столицу острова), Сингараджу (бывшую столицу Бали), Убуд (культурную столицу острова), а также в такие населенные пункты как деревня Челук, которая известна своими ювелирами и ювелирными украшениями и изделиями из серебра и золота, деревня Мас, в которой живут самые известные на острове резчики по дереву, деревня Батубулан, известная своим камнерезным делом, деревня мертвых Труньян, древний город Амлапура, традиционная балийская деревня Пенглипуран, курортный город Чандидаса, город Гианьяр и другие. Кроме того, мы можем заняться дайвингом, рафтингом или серфингом, а также съездить с вами на соседние острова. Помимо этого, я могу организовать для вас поездку к священным балийским озерам, пляжам или многочисленными водопадам. Последними, кстати, можно не только любоваться, но и плавать в них, а также стоять под холодными струями воды, очищая тем самым свои тело и разум и укрепляя дух (все по заветам дня Пагервеси).
Если вы хотите узнать больше про экскурсии, которые я организую, читайте мой раздел Экскурсии на Бали.
Также обратите внимание, что я могу быть не только вашим экскурсоводом, но еще и водителем. Если вы не хотите брать экскурсию, я могу вас просто отвезти до места, куда вам нужно, и привезти обратно к отелю. Об этой моей услуге вы можете прочитать на моей странице Такси на Бали.
Теперь вы знаете, что такое праздник Пагервеси, когда и как он отмечается. Надеюсь, моя статья помогла вам больше узнать об этом дне и составить о нем представление.
О других официальных и торжественных мероприятиях читайте в разделе Праздники на Бали.
Если вы хотите узнать о том, какие интересные события, мероприятия и фестивали будут проводиться на Бали в ближайшее время, я рекомендую вам посетить мою страницу Новости Бали.
Полезные советы по организации поездки, а также интересные факты об острове Бали вы найдете на странице Советы туристам.
Интересно узнать больше? Читайте раздел Достопримечательности на Бали.