Храм Пунчак Пенулисан
Храм Пунчак Пенулисан (Pura Puncak Penulisan, Pura Tegeh Kahuripan, Puncak Penulisan Temple) является самым высоко расположенным храмом на Бали. Он находится на высоте 1 745 метров над уровнем моря, на вершине одноименной горы. Поэтому раньше об этом месте знали немногие. Однако в последние годы сюда приезжает все больше и больше туристов. Их привлекает не только история этого места как одного из самых старых индуистских храмов на Бали, но еще и виды, которые отсюда открываются.
- Храм Пунчак Пенулисан
- Описание храма
- Название храма
- Вход в храм
- Строение храма
- Описание главного храма и его особенностей
- Смотровая площадка
- История храма
- Как добраться до храма
- На арендованном транспорте
- На такси
- В составе экскурсии
- Храм Пунчак Пенулисан (Pura Puncak Penulisan) на карте
- Маршрут
- Что посмотреть рядом
- Советы по посещению храма
В этой статье я подробно опишу для вас храм Пунчак Пенулисан. Вы узнаете, что это за место, в чем его особенности и как до него добраться. Я также расскажу вам об истории этой достопримечательности и других интересных объектах, расположенных поблизости. А в конце статьи я оставил несколько практических советов и полезных рекомендаций для тех, кто захочет посетить это место.
Описание храма
Согласно некоторым источникам, храм Пунчак Пенулисан был построен на горе еще в IX веке нашей эры. Поэтому он считается одним из старейших на острове. В то время и до прихода на остров в XIV веке династии Маджапахит (Majapahit) этот храм вообще был главным на Бали (после прихода династии Маджапахит эту функцию взял на себя храм Бесаких (Pura Agung Besakih).
Если верить другим данным, древнее святилище на месте современного храма существовало еще в середине второго тысячелетия до нашей эры, то есть в бронзовом веке.
Храм Пунчак Пенулисан считается храмом коренного населения острова Бали – народа бали-ага (Bali Aga, Baliaga). Они появились на острове задолго до волны яванско-индуистской иммиграции и ее влияния на местную архитектуру.
Сами бали-ага называют себя «бали мула» (Bali Mula). В настоящее время численность коренного населения Бали – около 63 000 человек. В основном они проживают в восточной части острова: в Бангли (преимущественно в горах Кинтамани), восточном Булеленге, западном Булеленге и восточном Карангасеме. Самое известное их поселение – деревня Труньян (Trunyan), расположенная на восточном берегу озера Батур (Danau Batur), у подножия горы Абанг (Gunung Abang).
Название храма
Балийцы называют этот храм Пура Пунчак Пенулисан (Pura Puncak Penulisan). Дословно это название можно перевести как «храм на пике Пенулисан» («pura» = «храм», «puncak» = «пик»). Это название дано храму неслучайно – все дело в том, что он находится прямо на вершине горы Пенулисан (Penulisan). Эту гору часто называют именно пиком (puncak) или холмом (bukit). Ее высота составляет 1 745 метров над уровнем моря.
Что интересно, гора Пенулисан, на которой расположен храм, не является горой в привычном смысле этого слова. Она не имеет конусообразной формы и четкой вершины (как, например, балийские вулканы Агунг (Gunung Agung), Абанг (Gunung Abang) или гора Батукару (Gunung Batukaru)). Под словосочетанием «гора Пенулисан» скорее скрывается возвышенность на краю кальдеры (то есть на краю котловины вулканического происхождения). Этот пик хоть и возвышается над окружающей территорией, однако его высота не очень сильно бросается в глаза. Поэтому гора Пенулисан скорее воспринимается как возвышенность в гористой неровной местности.
Подробно об этой горе и ее происхождении вы можете прочитать в моей статье Гора Пенулисан.
Таким образом, благодаря своему расположению на вершине горы, храм Пунчак Пенулисан является самым высоко расположенным храмом на Бали.
Второе название храма Пунчак Пенулисан – Пура Теге Кахурипан или Пура Теге Каурипан (Pura Tegeh Kahuripan). Это название переводится как «высокий храм жизни» («tegeh» = «высокий», «kahuripan» = «жизнь»). На английском языке этот храм называют просто Puncak Penulisan Temple.
Вход в храм
Храм Пунчак Пенулисан расположен в северной части острова Бали, в деревне Сукавана (Sukawana). Эта деревня в свою очередь находится в районе Кинтамани (Kec. Kintamani) округа Бангли (Kabupaten Bangli). К слову, этот округ является единственным балийским округом, не имеющим выхода к морю, и по большей части представлен гористым рельефом.
Найти и узнать храм Пунчак Пенулисан нетрудно – это можно сделать по двум приветственным табличкам, на которых написано «Daya tarik wisata Pura Tegeh Kahuripan (Pura Puncak Penulisan)» и «Cagar budaya Pura Puncak Penulisan» (они переводятся как «Туристическая достопримечательность Высокий храм жизни (храм Пунчак Пенулисан)» и «Культурное наследие храм Пунчак Пенулисан» соответственно), а также по расколотым балийским воротам, которые называются чанди бентар (candi bentar), и длинной широкой лестнице, ведущей наверх. Доехать при этом можно прямо до самого входа в храм – дорога здесь хорошая, широкая и асфальтированная. Здесь же, слева от входа, можно оставить и свое транспортное средство.
Как и многие балийские храмы, храм Пунчак Пенулисан является индуистским. То есть он является местом поклонения для последователей балийского индуизма. Для тех, кто не знает, я поясню, что остров Бали хоть и является частью Индонезии, которая, в свою очередь, является крупнейшей мусульманской страной в мире (более 85% ее жителей исповедуют ислам), однако религия тут своя. Большая часть населения острова Бали – около 83% балийцев – исповедует балийский индуизм. Это особая форма индуистского поклонения, смешанная с древними местными верованиями.
Подробно об этом вы можете прочитать в моей статье Религия на Бали.
Обратите внимание, что иногда балийцы могут сидеть и молиться прямо тут, около парковки и входа в храм. Пожалуйста, не мешайте им, обходите их стороной и ни в коем случае не наступайте на их подношения. Также я не советую кричать, ругаться, сквернословить и в принципе громко разговаривать на территории храма и около него. Ведь для балийцев крайне важна их вера. Пожалуйста, уважайте это.
Строение храма
Храм Пунчак Пенулисан в целом обращен на юг (за исключением главного храма, обращенного на запад). У него также немного необычное строение пирамидальной формы. Благодаря тому, что он находится на вершине холма, его территория состоит из нескольких террас, расположенных на разной высоте.
Каждая терраса на территории храма украшена традиционными для балийских храмов сооружениями и архитектурными элементами:
- Скульптурами балийских богов и богинь
- Разрезанными воротами чанди бентар
- Статуями мифических балийских чудовищ
- Открытыми павильонами
- Святилищами с соломенными крышами
- Каменными двориками
- Беседками и другими строениями
Также на территории некоторых террас вы найдете скамейки, на которых можно отдохнуть.
Все террасы связаны между собой широкими лестницами. Чтобы попасть на самую верхнюю террасу, каждому путнику придется преодолеть более трехсот ступеней (если точнее, то пройти нужно 336 ступеней).
Существует предположение, что храм Пунчак Пенулисан состоит из семи террас (хотя кто-то считает, что их тут одиннадцать). Семь террас, согласно индуистской космологии, могут символизировать семь миров, или семь слоев, из которых состоит вселенная и которые соответствуют одной из семи чакр. Эти миры также известны как сапталока (saptaloka, sapta loka).
Интересно, что на территории некоторых террас расположены самостоятельные святилища, посвященные разным богам. Поэтому, кстати, Пунчак Пенулисан можно смело называть храмовым комплексом.
Всего в храме Пунчак Пенулисан пять святилищ:
- Храм Дану (Pura Danu)
- Храм Таман Дану (Pura Taman Danu)
- Храм Рату Пеньярикан (Pura Ratu Penyarikan)
- Храм Рату Даха Туа (Pura Ratu Daha Tua)
- Храм Панараджон (Pura Panarajon)
Храм Дану находится на третьей террасе. Он посвящен богине воды и озер Деви Дану (Dewi Danu). Она является воплощением первобытной воды. Также Деви Дану – одна из двух верховных божеств в балийской религиозной традиции.
Храм Таман Дану также посвящен богине воды. Как и храм Дану, Таман Дану также располагается на третьей террасе.
Храм Рату Пеньярикан находится на четвертой террасе в западной части храма Пунчак Пенулисан. Он посвящен королеве Аю Мас Пеньярикан (Ratu Ayu Mas Penyarikan). Она была двоюродной сестрой и женой короля по имени Геде Далам Дасар (Ratu Gedé Dalam Dasar), а также его секретарем. Этот король в свою очередь был единственным сыном короля Сакти Пансеринг Джагат (Ratu Sakti Pancering Jagat).
Король Сакти Пансеринг Джага, согласно легендам, был богом и первым правителем балийского поселения Труньян. В настоящее время он считается высшим божеством у народа бали-ага. Как вы понимаете, у этого народа также есть свои придания и легенды, а королева Аю Мас Пеньярикан, король Геде Далам Дасар и король Сакти Пансеринг Джагат являются частью их мифологии.
Храм Рату Даха Туа находится на западной стороне шестой террасы. Вероятнее всего, он посвящен старой королеве (Ni Daha Tua) – героине балийского фольклора.
Храм Панараджон находится в восточной части. Он посвящен одному из воплощений бога Шивы (Dewi Siwa) – богу гор Санг Хьянг Гринатхе (Sang Hyang Grinatha). Это самый верхний храм в Пунчак Пенулисан. Он расположен на седьмой террасе. Можно сказать, что он является главным. Именно к нему ведут 336 ступеней. Его название «Panarajon» дословно можно перевести как «смотреть». Также корень этого слова похож на корень другого хорошо знакомого всем слова – «panorama» (панорама). Вероятнее всего, название храма отражает то, что с его территории, которая находится на самой вершине горы Пенулисан, открываются потрясающие виды. Но обо всем по порядку.
Описание главного храма и его особенностей
Как я уже сказал выше, храм Панараджон, являющийся частью храма Пунчак Пенулисан, находится на самой вершине. Для вашего и моего удобства, чтобы никого не путать, дальше по тексту я буду называть это место «главным храмом» или «главной святыней». Ведь все-таки это место больше известно именно как храм Пунчак Пенулисан, а не как храм Панараджон.
Итак, когда вы преодолеете все триста с лишним ступеней, поднимитесь на самый верх и пройдете сквозь высокие расколотые ворота чанди бентар, вы окажетесь на территории главного храма. Здесь очень много открытых павильонов и беседок с соломенными крышами. Их еще называют бале (bale). Они состоят из прямоугольных каменных террас, деревянных балок и крыш с соломенным покрытием. Часть павильонов выполняет функцию алтарей, часть имеет церемониальное или хозяйственное предназначение, а часть играет роль места собрания божеств и общины.
Обратите внимание, что на территории местных святынь отсутствует такой характерный для балийских храмов элемент как башни-пагоды меру, в которых, по легенде, живут боги. Это достаточно интересный факт. Он также указывает нам на то, что храм Пунчак Пенулисан был построен коренными жителями острова очень и очень давно. Кроме того, на территории этот храма не так много церемониальных предметов, как в других балийских храмах.
В целом у главного храма очень небольшая территория, практически полностью заставленная павильонами бале. Местные жители часто приходят сюда для того, чтобы помолиться, попросить богов о защите своего дома, мире и хорошем урожае. На территории храма постоянно проводятся разные церемонии и религиозные ритуалы. В дни особо торжественных церемоний здесь собираются паломники со всего Бали.
Однако, даже с учетом того, что в храме почти всегда кто-то есть, на верхней террасе всегда очень тихо. Здесь нет громких звуков, и вокруг царит спокойная и умиротворенная атмосфера. Этому способствует и местоположение храма – на вершине горы и вдали от дорог. Поэтому многие приходят сюда, чтобы насладиться тишиной, помедитировать и отдохнуть от городского шума.
Еще одной особенностью храма в связи с его расположением в гористой местности на высоте 1 745 метров над уровнем моря является туманность. Туманы постоянно опускаются на территорию храмового комплекса, окутывая его магической и таинственной пеленой. Поэтому в такую погоду здесь получаются мистические и необычные фотографии. Однако и в ясные безоблачные дни тут тоже очень красиво.
Одной из главных особенностей главного храма является выставка на его территории каменных скульптур. Считается, что они датируются XI-XIII веками и являются частью древней балийской мегалитической культуры (поэтому, кстати, это место также часто называют мегалитическим музеем).
Итак, вот какие каменные скульптуры вы можете тут увидеть:
- Каменные статуи, изображающие богов и королей
Всего в главном храме под соломенными крышами спрятаны 262 каменные статуи. Они датированы IX-XIV веками. Большинство из них частично завернуты в ткань ниже пояса. Статуи сделаны из вулканического туфа – пористой горной породы. Их цвет варьируется от светло-бежевого и светло-серого до коричневого.
Некоторые местные статуи изображают мифических существ, некоторые – доисторических божеств, а некоторые – людей (в частности, балийских королей, королев и их последователей). Например, здесь есть скульптуры, которые, как считают некоторые археологи и ученые, являются изображениями известного и великого балийского короля Удаяны Вармадевы (Udayana Warmadewa), который правил островом в конце X века, и его супруги, королевы Махендрадатты (Mahendradatta), рожденной на острове Ява. Также тут есть статуи, на которых сохранились надписи, сделанные, согласно результатам исследования факультета литературы Университета Удаяна, в 1922 году.
У первой статуи высотой 92 сантиметра есть корона и серьги, напоминающие пряди волос. Надпись на ней гласит «Anak Wungsu». Она была сделана в 1026 году нашей эры (или в 933 году по индуистскому календарю Сака).
Анак Вунгсу – это сын балийского короля Удаяны Вармадевы и королевы Махендрадатты. Он правил островом около 1025-1077 годов нашей эры, после своего отца и старшего брата Маракаты. Считается, что период его правления был самым продолжительным среди всех королей древней балийской эпохи.
Анак Вунгсу был добрым и милосердным правителем, а страна в период его правления процветала. В ней царили мир и покой, войны отсутствовали, граждане спокойно занимались земледелием, выращиванием сельскохозяйственных культур и животноводством, а иудаизм и буддизм гармонично сосуществовали рядом. После своей смерти Анак Вунгсу был похоронен в храме Гунунг Кави (Gunung Kawi).
Вторая статуя из цельного камня ростом 154 сантиметра принадлежит женщине. На ее спине была найдена надпись «Batari Mandul», которая датируется 1077 годом нашей эры (или 999 годом, согласно индуистскому календарю Сака). Батари Мандул – жена Анака Вунгсу. Детей у них с королем не было, поэтому после смерти Анака Вунгсу правителем местных земель стал Шри Махараджа Валапрабху (Śri Maharaja Walaprabhu) из династии Вармадева.
Несмотря на то, что многие статуи со временем изнашиваются из-за теплого и влажного климата (вулканический туф – достаточно хрупкая и пористая горная порода), вы все равно можете разглядеть у них черты лица, глаза, рот и украшения. Здесь также есть статуя человека, стоящего с правой вытянутой параллельно телу рукой и левой рукой, согнутой вперед, есть статуи, изображающие Шиву, Брахму с четырьмя лицами и цветочными бутонами, Ганешу с головой слона, человеческим телом, четырьмя руками и одним клыком, есть статуи других индуистских богов и божеств, есть статуи в виде мифических львов, птиц, драконов и другие. Многие из этих статуй появились в храме уже после прихода на остров Бали яванско-индуистской империи Маджапахит. - Скульптуры линга, или лингам (Lingga)
Линга – это один из символов Шивы, который встречается только в индуистских храмах (а если быть точнее, то только в храмах шиваитской веры). Он представляет собой столб фаллической формы с закругленной или полусферической вершиной, вырезанный из камня. Линга символизирует плодородие и чаще всего используют в паре с йони (Yoni).
Йони – это круглое или квадратное основание с отверстием, куда помещается линга. Оно символизирует женское проявление Шивы (например, его жену Парвати). Традиционно линга йони используются для поклонения и проведения священных ритуалов. Кроме того, согласно яванским традициям, линга йони ставились в королевских храмах как символы правящего короля или его династии и выражали единосущность короля с богом Шивой.
Обратите внимание, что в храме Пунчак Пенулисан представлены в основном только линги. Сами по себе, без йони, они используются в некоторых направлениях шиваизма (например, в направлении лингаяма или вирашиваизм).
Считается, что одна из лингам, которая хранится в храме Пунчак Пенулисан, принадлежит жене короля Удаяны Вармадевы, королеве Махендрадатте. - Бронзовые пластины
Помимо статуй, в храме также хранятся бронзовые пластины, на которых присутствуют надписи. В частности, на пластинах высечены приказы раджей, элементы учений индуизма и буддизма.
Кроме того, на территории храма Панараджон есть большой камень, который является священным. Он используется в ритуалах для поклонения предкам. Поэтому на нем часто можно увидеть всевозможные подношения.
Когда вы осмотрите все экспонаты и в полной мере насладитесь тишиной храма, не спешите его покидать. На этом тайны и особенности храма Пунчак Пенулисан не заканчиваются.
Смотровая площадка
Историческое, культурное и археологическое наследие – это далеко не единственные причины, которые заставляют туристов со всего мира приезжать в храм Пунчак Пенулисан.
Если вы выйдете в задние ворота главного храма Панараджон и пройдете по узкой тропинке, вы окажетесь на смотровой площадке. Раньше она была секретной и не известной большинству туристов. Однако сейчас ее посещает все больше и больше человек.
Смотровая площадка у храма Пунчак Пенулисан действительно необычная: с нее открывается потрясающий вид на три горные вершины (Батур, Абанг и Агунг), стоящие друг за другом, и их окрестности. Красоту этого зрелища невозможно передать словами. А если вы приедете сюда в безоблачный и ясный день и посмотрите в противоположную сторону от вулканов, вы сможете увидеть рисовые террасы вплоть до побережья Сингараджи.
Кроме того, в ясный и безоблачный день за вулканами Батур, Абанг и Агунг также можно разглядеть вулкан Ринджани (Gunung Rinjani), который находится на соседнем острове Ломбок. Его высота составляет 3 726 метров над уровнем моря, благодаря чему Ринджани является третьей самой высокой вершиной Индонезии и вторым по высоте индонезийским вулканом.
Обратите внимание, что поездка в храм Пунчак Пенулисан и на его смотровую площадку даже в ясный и безоблачный день не гарантирует того, что вулкан Агунг – самая высокая горная вершина острова Бали – не будет скрыт низкими облаками. Ведь погода здесь, в гористой местности, очень переменчивая.
И храм Пунчак Пенулисан в целом, и храм Панараджон в частности считаются местом священного поклонения и имеют большое духовное значение для местных жителей, которые приходят сюда помолиться, принять участие в религиозных ритуалах и сделать подношения. Также сюда часто совершают паломничество люди, придерживающиеся индуистской веры, чтобы поклониться Шиве. Поэтому храм Пунчак Пенулисан – не классический туристический объект, а священное место. Вот почему заходить на его территорию можно только в саронге – специальной традиционной одежде, которая завязывается вокруг талии и закрывает колени и ноги.
Однако, помимо всего прочего, в настоящее время храм также является ценным объектом исследований. Здесь работают историки и археологи. Подробнее об этом я расскажу в следующем разделе.
История храма
К сожалению, не существует достоверных источников, которые рассказали бы нам наверняка, когда именно был построен храм Пунчак Пенулисан. По одной из версий, как я уже писал выше, он был построен в IX веке нашей эры. На этой дате сходятся многие исследователи. В то время на острове жили в основном коренные балийцы – народ бали-ага, а власть была сосредоточена в руках короля. К слову, примерно в это же время на остров Бали проникли такие религии как буддизм и индуизм, которые начали активно здесь распространяться.
Согласно другим данным, строительство современного храма закончилось лишь в XI веке, в 1016 году. Однако эта точка зрения не очень популярна.
Кроме того, в результате раскопок и активных исследовательских работ на территории храма, ученым и археологам удалось доказать, что древнее святилище на месте современного храма существовало тут еще в середине второго тысячелетия до нашей эры, то есть в бронзовом веке, задолго до прихода на эти земли индуизма и буддизма. Вероятнее всего, это были какие-то древние языческие святилища и места поклонения древним балийским королям. Возможно, здесь также занимались медитацией и различными духовными практиками.
Но вернемся к основной версии.
Существует несколько источников, которые позволяют ученым примерно узнать возраст храма Пунчак Пенулисан. Так, например, одна надпись, найденная археологами в деревне Сукавана и датированная 882 годом нашей эры (или 804 годом по индуистскому календарю Сака), содержит упоминание священного здания на холме. Отсылки на этот храм можно найти и в книгах некоторых голландских ученых, которые изучали Бали во времена существования и господства в регионе Голландской Ост-Индии в XIX и XX веках.
В IX веке нашей эры, во время строительства храма Пунчак Пенулисан, на острове Бали было несколько королевств. Одно из них – Педженг (Kerajaan Pejeng). Его также называют королевством Бадахулу или Бедулу (Krajaan Badahulu, Krajaan Bedulu). Оно существовало на Бали в VIII-XIV веках.
После того, как строительство храма Пунчак Пенулисан было завершено, этот храм стал горным святилищем правящей династии Педженг и главным храмом острова. Здесь поклонялись индуистскому богу Шиве, который является самым сложным и важным богом в индуистской вере. Храм оставался главным вплоть до XIV века, пока в 1342 году на Бали не пришли представители яванского королевства Маджапахит. После их высадки на остров началось сражение с балийским королем, которое длилось семь месяцев. В результате силы Маджапахита победили и захватили балийскую столицу Бедулу в 1343 году. После завоевания острова король Маджапахит распределил правящую власть на Бали между своими младшими братьями. Они стали прародителями балийских королей и таких королевских домов как Табанан и Бадунг. Также в это время главным храмом на острове вместо храма Пунчак Пенулисан становится храм Бесаких).
Храм Пунчак Пенулисан очень долго оставался неизвестным для иностранцев. По некоторым данным, первый европеец посетил этот храм лишь в 1885 году. Согласно другим источникам, иностранцев не пускали на территорию храма вплоть до XX века. Говорят, местные жители ревностно охраняли это место от чужестранцев. И лишь в 1948 году правитель округа Бангли разрешил голландской Археологической службе провести на территории храма раскопки и некоторые восстановительные работы. С тех пор здесь постоянно идет какой-то ремонт.
Но даже с развитием туризма на острове туристов тут обычно было немного. В основном иностранцы посещают такие храмы на Бали как Бесаких (Pura Agung Besakih), Танах Лот (Pura Tanah Lot), Улувату (Pura Luhur Uluwatu), Улун Дану (Pura Ulun Danu), Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, Lempuyang Temple), Гоа Гаджа (Goa Gajah), Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul) и некоторые другие. До этих храмов относительно легко добраться. А вот храм Пунчак Пенулисан раньше посещали буквально единицы. Вероятнее всего, на это в том числе повлияло его местоположение – храм находится в северной части острова, в горах, вдали от берега, популярных южных курортов и туристических маршрутов.
Интересно, что до недавнего времени храм Пунчак Пенулисан был самым высокогорным и, соответственно, самым высоким сооружением на Бали. Однако потом на противоположном холме построили телевизионную вышку, и храм утратил свой статус самого высокого сооружения.
Среди русскоговорящих туристов храм Пунчак Пенулисан стал популярным после того, как сюда приезжал один из ведущих программы «Орел и решка». Этот храм показывали в 17-ом сезоне передачи, который назывался «Морской сезон» (путешествие на Бали было в 10-ой серии). Трансляция этого сезона состоялась в 2018 году. После этого сюда стали приезжать русскоговорящие туристы. Однако через пару лет случилась пандемия коронавирусной инфекции, локдаун и закрытие мировых границ. Поэтому, можно сказать, только сейчас, после окончания пандемии, храм Пунчак Пенулисан вновь начинает обретать популярность.
В 2023 году местные власти внесли храм в список национального культурного наследия. Это произошло 12 октября 2023 года в ходе специальной сессии. Об этом заявил глава Службы туризма и культуры округа Бангли И Ваян Сугиарта. Он пояснил, что признание храма Пунчак Пенулисан национальным культурным наследием происходило поэтапно. Сначала районная группа по культурному наследию включила храм в список объектов культурного наследия районного уровня. А уже после этого правительство провинции Бали предложило сделать храм культурным наследием национального уровня. Они аргументировали это тем, что храм Пунчак Пенулисан является историческим свидетельством развития индуизма у народа бали-ага с доисторических времен.
В целом же включение храма в список национального культурного наследия является частью усилий по его сохранению. По словам Сугиарты, теперь центральное правительство провинции Бали будет больше внимания уделять этому храму в связи с его новым статусом. Кроме того, правительство будет обязано о нем заботиться. Так, например, если что-то случится, и строениям в храме будет нанесен ущерб, то центральное правительство острова окажет помощь в ремонте. Последний также больше не будет бессистемным, так как концепция храма из списка национального культурного наследия должна быть сохранена в первозданном виде.
В следующем разделе я опишу для вас путь до храма.
Как добраться до храма
Как я уже писал выше, храм Пунчак Пенулисан находится в районе Кинтамани, в деревне Сукавана. Это гористая местность в северной части острова. Общественный транспорт здесь почти не развит. Поэтому приехать к храму, например, на городском или междугороднем автобусе не получится.
Сюда можно добраться тремя способами:
- На арендованном транспорте (автомобиле или байке)
- На такси
- В составе организованной экскурсии
Дальше я расскажу вам о каждом из них.
На арендованном транспорте
Многие туристы, отдыхая на острове Бали, предпочитают брать в аренду автомобиль или байк. Последние пользуются здесь особенной популярностью. Арендованный транспорт позволяет свободно передвигаться по острову и ни от кого не зависеть.
Для тех туристов, кто собирается приехать в храм Пунчак Пенулисан на арендованном автомобиле или байке, ниже я опишу путь до храма из столицы Бали, города Денпасара. Этот маршрут достаточно простой и на протяжении почти всего пути представляет собой дорогу, идущую исключительно прямо.
Я буду прокладывать для вас путь с улицы Jalan Ahmad Yani Utara.
Также я обращаю ваше внимание на то, что маршрут до храма Пунчак Пенулисан из южных курортов Бали (Нуса Дуа, Улувату, Джимбарана, Санура, Чангу, Куты, Легиана, Семиньяка и других) тоже пролегает через Денпасар. Поэтому вам нужно будет добраться из вашего курорта до улицы Jalan Ahmad Yani Utara и уже далее следовать маршруту.
Итак, путь до храма Пунчак Пенулисан из Денпасара выглядит следующим образом:
- Выезжайте из города Денпасар по улице Jalan Ahmad Yani Utara на север. Вам нужно будет очень долго ехать прямо по широкой асфальтированной трассе, игнорируя все мелкие и второстепенные отвороты и следуя изгибам дороги.
- Со временем улица Jalan Ahmad Yani Utara поменяет несколько названий и будет улицами Jalan Raya Darmasaba, Jalan Raya Sibanggede, Jalan Raya Sibang Kaja, Jalan Raya Mambal Abiansemal, Jalan Raya Mambal Semana и Jalan Raya Semana.
- Первая развилка, на которой вам нужно будет повернуть на второстепенную дорогу, будет через 14,5 километров с начала вашего пути. После моста через речку и нескольких старых торговых навесов улица Jalan Raya Semana резко уйдет вправо, тогда как слева окажется менее широкая асфальтированная дорога. Ориентируйтесь на желтый плакат на этой развилке, на котором написано «Kuber ATV-Ubud». Здесь вам нужно свернуть налево, на менее широкую дорогу. Эта улица называется Jalan Sindu. Обратите внимание, что сразу после поворота будет мост.
- Двигайтесь прямо по Jalan Sindu до конца улицы, пока она не закончится и не упрется в улицу Jalan Raya Sayan. Здесь вам нужно будет повернуть налево.
- Езжайте прямо по улице Jalan Raya Sayan и никуда не сворачивайте. Вам нужно ехать прямо около 34 километров. Следуйте всем изгибам дороги и игнорируйте второстепенные грунтовые выезды. В дороге ориентируйтесь на указатели до Кинтамани. По пути улица Jalan Raya Sayan несколько раз поменяет свое названием и будет улицами Jalan Raya Kedewatan I, Jalan Raya Kedewatan, Jalan Raya Tanggayuda, Jalan Raya Payangan, Jalan Raya Kintamani, Jalan Raya Katung. Затем улица Jalan Raya Katung снова станет улицей Jalan Raya Kintamani.
- Через 34 километра улица Jalan Raya Kintamani закончится и упрется в пересечение улиц Jalan Raya Kintamani и Jalan Raya Penelokan. Здесь вам нужно повернуть направо, на Jalan Raya Kintamani. Ориентируйтесь, что сразу после поворота направо вы увидите одну часть разрезанных ворот чанди бентар и кафе Tamarillo.
- Двигайтесь прямо по Jalan Raya Kintamani, продолжая следовать изгибам дороги и игнорируя второстепенные выезды. На любых поворотах, вызывающих у вас сомнения, выбирайте асфальтированную либо более широкую дорогу. Ближе к концу пути дорога-серпантин будет сильно петлять.
- Во время очередного поворота улицы Jalan Raya Kintamani вы увидите вход в храм Пунчак Пенулисан. Вы узнаете его по приветственным табличкам, разрезанным балийским воротам чанди бентар и уходящей вверх лестнице.
Расстояние, которое вам придется преодолеть из Денпасара до храма Пунчак Пенулисан, составляет 60 километров. Дорога займет у вас чуть больше двух часов.
Кроме того, на всякий случай, я также приведу для вас расстояние от некоторых популярных балийских курортов и городов до храма Пунчак Пенулисан:
- Расстояние до храма из Чангу – 69 километров (ехать где-то 2 часа)
- Из Куты – 81 километр (ехать около 2 часов 30 минут)
- Из Легиана – 76 километров (ехать примерно 2 часа 25 минут)
- Из Семиньяка – 74 километра (дорога займет приблизительно 2 часа 25 минут)
- Из Джимбарана – 90 километров (ехать где-то 2 часа 35 минут)
- Из Нуса Дуа – 90 километров (ехать около 2 часов 35 минут)
- Из Санура – 71 километр (ехать чуть больше двух часов)
- Из Чандидасы – 58 километров (дорога займет приблизительно 2 часа)
- Из Амлапуры – 62 километров (ехать чуть больше двух часов)
- Из Амеда – 66 километров (ехать около 2 часов)
- Из Ловины – 53 километра (ехать где-то 1 час 40 минут)
- Из Сингараджи – 45 километров (дорога займет приблизительно 1 час 20 минут)
Время в пути в каждом конкретном случае указано примерное и зависит от качества дорог, плотности и интенсивности дорожного движения на том или ином участке острова.
На такси
Второй способ добраться до храма – взять такси. В этом случае вам не придется самим вести машину или байк, беспокоиться о правилах дорожного движения или переживать по поводу оживленного балийского трафика и всех его участников. Недаром ведь такси считается одним из самых безопасных и быстрых способов передвижения по острову. Его выбирают туристы, которые ценят свои время и комфорт, а также маломобильные путешественники (например, беременные женщины, инвалиды, пожилые люди или семьи с маленькими детьми). Плюс, если вы едете на такси, вам не придется самостоятельно искать дорогу и запоминать маршрут. В общем, у такси одни достоинства.
На Бали широкий выбор служб такси. Вы можете заказать машину на ресепшене в вашем отеле или воспользоваться услугами всемирно известных перевозчиков, таких как, например, Uber или BlueBird. Заказ можно оформить прямо в приложении.
Кроме того, если вы хотите сделать вашу поездку на такси максимально приятной и комфортной, вы можете обратиться ко мне за помощью. У меня комфортный автомобиль с кондиционером, поэтому я могу спокойно отвезти вас к храму и обратно. Также я свободно говорю по-русски, поэтому смогу ответить на все ваши вопросы.
Подробнее о моей услуге читайте на странице Такси на Бали.
В составе экскурсии
Третий способ добраться до храма Пунчак Пенулисан – взять экскурсию. Она может быть групповой или индивидуальной, организованной туристической фирмой или местным гидом, рассчитанной на весь день или на пару часов, с посещением только храма Пунчак Пенулисан или с посещением нескольких достопримечательностей. В общем, вариаций множество. Однако главное достоинство организованных экскурсий – это то, что вы снимаете с себя любые организационные и транспортные моменты, полностью вверяя себя, свою жизнь и свое времяпрепровождение туристической фирме или экскурсионному бюро.
Пользуясь случаем, я хочу вам рассказать о себе и своих услугах.
Я – русскоговорящий гид на Бали и свободно говорю по-русски. Поэтому в основном я провожу экскурсии для русскоговорящих туристов. Я специализируюсь на индивидуальных экскурсиях, которые рассчитаны на 2-4 человека. Такой формат удобен тем, что вы не будете ни от кого зависеть, будете сами устанавливать время, которое хотите провести в храме Пунчак Пенулисан или в любом другом месте. Кроме того, при желании, мы легко можем изменить маршрут прямо во время поездки, добавив в него какие-то достопримечательности по пути или не посещая те места, которые вам не интересны. Ну и еще один плюс: у меня есть комфортный автомобиль с кондиционером, на котором я буду возить вас по острову.
Также отмечу, что я – коренной балиец. Я родился и вырос на Бали, поэтому знаю об этом райском острове, его культуре, ценностях, обычаях и истории практически все. И я с радостью поделюсь с вами своими знаниями во время нашей экскурсии.
Подробно о моих услугах читайте в разделе Экскурсии на Бали. Там же вы найдете список экскурсий, которые я организую, их описание и цены.
Храм Пунчак Пенулисан (Pura Puncak Penulisan) на карте
Что посмотреть рядом
Как я уже отмечал выше, храм Пунчак Пенулисан находится в стороне от популярных туристических маршрутов и вдали от южных курортов. Однако это не значит, что в этом районе нет ничего интересного. Наоборот – в Кинтамани столько крутых и необычных достопримечательностей, что я бы рекомендовал вам приехать сюда хотя бы на пару дней.
Ниже я опишу для вас самые интересные места, которые находятся в непосредственной близости от храма.
Гора Пенулисан (Puncak Penulisan)
Как я уже писал выше, гора Пенулисан, по сути, представляет собой возвышенность на кальдере. У нее нет конусообразной формы. Поэтому, кстати, в окрестностях этой горы очень удобно гулять – здесь нет больших и резких перепадов высот. Сама же гора покрыта сосновым лесом, поэтому здесь очень легко дышится.
В целом же гора Пенулисан образовалась где-то 29 300 или 23 670 лет назад в результате обрушения высокого вулкана, который существовал тут ранее.
Смотровая площадка в деревне Сукавана (Sukawana Sunrise Spot)
Эта площадка находится недалеко от храма. С нее открываются красивые виды на вулканы Батур, Абанг и Агунг, а также озеро Батур и прилегающие к нему территории. Здесь действительно захватывает дух от красоты и яркости окрестных природных пейзажей.
Обратите внимание, что на территории смотровой площадки установлено несколько фотозон, на которых вы можете сделать необычные фотографии.
- Часы работы: 05:00-17:00 (ежедневно)
- Адрес: Jalan Pura Penulisan — Balingkang. Banjar Paketan Ds, Sukawana, Kec. Kintamani, Kabupaten Bangli
Вулкан Батур имеет высоту 1 717 метров над уровнем моря. Его вершина представляет собой кальдеру. Это объясняется тем, что Батур образовалась в результате мощного извержения более крупного вулкана, который существовал на его месте много тысяч лет назад.
В настоящее время вулкан Батур считается потухшим. Последнее сильное его извержение было зафиксировано в 1964 году. Последний выброс пепла тут случился в 2000 году.
Скажу вам по секрету, что на этот вулкан любят подниматься иностранные путешественники. Он для этого отлично подходит, и восхождение на него несложное. Подъем на вершину занимает всего лишь около 2-3 часов, и в результате вы сможете увидеть все окрестности, окружающие вулкан и уходящие от него на километры вперед.
Озеро Батур (Danau Batur, Batur lake)
Это озеро расположено у подножия вулкана Батур, в его кальдере. Отсюда и его название. Оно также является кратерным. Площадь озера – 16 км2, а самая глубокая его точка достигает 88 метров.
Если вы предпочитаете активный отдых, то я приглашаю вас поплавать в озере и окунуться в его прохладную воду. Кроме того, на берегу вы можете арендовать лодку, сап или байдарку и исследовать озеро таким способом. Здесь также можно порыбачить.
Храм Улун Дану Батур (Pura Ulun Danu Batur)
Недалеко от берега озера Батур находится храм Улун Дану Батур. В нем поклоняются богине рек и озер Бетари Деви Улун Дану (Betari Dewi Ulun Danu). Этот храм занимает площадь в 1,4 гектара. По всему периметру он обнесен каменной стеной. Слева от входа находятся две каменные тумбы, на которых написано название «Pura Ulun Danu Batur» и перечислены правила поведения в храме. Ни в коем случае не пренебрегайте ими и ведите себя на территории Улун Дану Батур соответствующе.
Храм находится по адресу P9JP+9F4, Jalan Pendakian Gn. Batur, Batur Tengah, Kec. Kintamani, Kabupaten Bangli.
Горячие источники у вулкана Батур (Batur Natural Hot Spring)
Горячие источники Batur Natural Hot Spring находятся прямо на берегу озера Батур, около деревни Тоя Бунгках (Toya Bungkah). Они представляют собой целый комплекс водоемов, в которых вода нагревается до 50 градусов. Высокая температура источников, а также большое содержание различных минералов и серы помогают расслабить мышцы, уменьшают боли в суставах и спине и благотворно влияют на кожу.
- Адрес: Toya Bungkah Kintamani Desa Pekraman Batur, Songan B, Kec. Kintamani, Kabupaten Bangli
- Сайт: http://www.baturhotspring.com/
Музей Геопарк Батур (Museum Geopark Batur)
Этот музей полностью посвящен вулкану Батур и его истории. Экспонаты музея рассказывают о вулканологии и истории горы. Здесь же представлены различные интерактивные модели, телескоп и несколько экспонатов горных пород. Поэтому этот музей особенно понравится тем, кто интересуется геологией и историей острова Бали.
В настоящее время музей также является образовательным и исследовательским центром. Тут можно посмотреть короткий документальный фильм о Батуре.
Вход в музей свободный.
- Часы работы: 08:00-16:00 (ежедневно)
- Адрес: Jalan Raya Penelokan, Batur Sel., Kec. Kintamani, Kabupaten Bangli
- Телефон: +6236651088
Деревня мертвых Труньян (Trunyan)
Эта деревня расположена у подножия горы Абанг на восточном берегу озера Батур. Для туристов, которые любят посещать исторические и немного мистические места, которые до сих пор полны культурных традиций, эта деревня обязательна к посещению. Здесь вы увидите повседневную жизнь жителей деревни, которая по-прежнему очень традиционна и совершенно отличается от жизни других балийцев.
В этой деревне проживают потомки народа бали-ага. Это коренные балийцы, которые жили на острове еще до прихода на эти земли яванцев. Больше всего деревня Труньян и ее жители известны своим необычным похоронным ритуалом. Все дело в том, что местные не хоронят тела в земле, а оставляют их разлагаться на поверхности. Умерших жителей деревни сначала моют, а затем накрывают простыней, помещают в бамбуковые клетки и оставляют около древнего дерева, которое нейтрализует и поглощает все ароматы. Поэтому, кстати, здесь действительно нет трупного запаха.
К слову, добраться до деревни Труньян можно только на лодке по озеру Батур.
Гора Абанг (Gunung Abang)
Гора Абанг является второй по высоте горной вершиной на острове Бали. Она находится между вулканами Батур и Агунг, прямо на берегу озера Батур. Как и гора Пенулисан, гора Абанг образовалась несколько тысячелетий назад в результате обрушения мощного вулкана, который существовал здесь ранее.
На гору Абанг часто организуют восхождения. С нее открываются великолепные и захватывающие виды на кальдеру вулкана Батур и его окрестности.
О других интересных местах и объектах острова читайте в моем разделе Достопримечательности на Бали.
Советы по посещению храма
В этом разделе я собрал некоторые данные, которые необходимо узнать перед посещением храма Пунчак Пенулисан. Пожалуйста, обязательно с ними ознакомьтесь.
Но прежде всего – общая информация:
- Часы работы храма – круглосуточно
- Стоимость входного билета – 50 000 индонезийских рупий
- Адрес храма – Q8RH+P2C, Jalan Raya, Sukawana, Kec. Kintamani, Kabupaten Bangli
Вот что еще нужно знать об этом месте:
- Лучше всего посещать этот храм рано утром, когда здесь меньше всего туристов.
- Меньше всего людей в храме в будние дни.
- Если вы едете в храм Пунчак Пенулисан ради красивых видов на смотровой площадке, то тогда я советую вам приезжать сюда либо на рассвете, около 05:50-06:00, либо вечером на закате, между 17:00 и 18:00. Выбирайте солнечные, ясные и безоблачные дни, иначе низкие облака скроют вулкан Агунг из вида.
- Перед посещением храма внимательно ознакомьтесь с местными правилами поведения. Иначе вы рискуете случайно оскорбить прихожан.
- Для входа в храм вам потребуется саронг. Обязательно повяжите его вокруг пояса и прикройте плечи и грудь.
- Не трогайте никакие предметы или объекты в храме без разрешения.
- Воздержитесь от использования нецензурной или неуважительной речи в храме, поскольку это священное место.
- Женщинам не разрешается входить в храм и в священные зоны на территории храма во время менструации. Это правило важно для поддержания святости храма и обеспечения личной безопасности. Также храм нельзя посещать людям с открытыми кровоточащими ранами.
- Не забывайте, что для того, чтобы попасть в главный храм, вам нужно будет преодолеть 336 ступеней. Рассчитывайте свои силы.
- Так как храм находится на вершине горы, в нем достаточно прохладно. Поэтому на всякий случай возьмите с собой теплую кофту или куртку.
- Учтите, что во время дождя ступени могут быть скользкими. Поэтому надевайте удобную и нескользящую обувь.
- Всегда носите на Бали головные уборы и солнцезащитные очки. Также всегда наносите солнцезащитный крем перед выходом из дома.
Теперь вы знаете все о храме Пунчак Пенулисан и даже немного больше! Надеюсь, у меня получилось описать для вас это место и рассказать обо всех его тайнах и особенностях. А если вы хотите сами увидеть храм своими глазами, обращайтесь ко мне! Я с радостью устрою для вас индивидуальную экскурсию. Подробнее о моих услугах читайте в разделе Экскурсии на Бали. Там же вы найдете список экскурсий, которые я организую, их описание и цены.
Обратите внимание, что на острове Бали есть и другие храмы и религиозные сооружения. Подробнее о них читайте в разделе Храмы на Бали.
Также рекомендую познакомиться с описанием следующих храмов:
-
- Храм Улун Дану (Pura Ulun Danu)
- Храм Танах Лот (Pura Tanah Lot)
- Храм Бесаких (Pura Agung Besakih)
- Храм Улувату (Pura Luhur Uluwatu)
- Храм Батуан (Pura Desa Batuan)
- Храм Гоа Лава (Pura Goa Lawah)
- Храм Брахмавихара Арама (Brahmavihara Arama)
- Католическая церковь в Паласари (церковь Святого Сердца Иисуса, Sacred Heart of Jesus Catholic Church)
- Комплекс Йех Пулу (Yeh Pulu)
- Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, Lempuyang Temple)
- Храм Гоа Гаджа (Goa Gajah)
- Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul)
- Храм Таман Аюн (Pura Taman Ayun, Taman Ayun Temple)
- Храм Гунунг Кави (Gunung Kawi)
- Храм Пулаки (Pulaki Temple, Pura Pulaki, Pura Agung Pulaki)
- Храм Кехен (Pura Kehen Temple)
- Храм Чанди Тебинг (Candi Tebing, Pura Candi Tebing Tegallingah)
- Храм Сарасвати (Pura Taman Saraswati)
- Храм Улун Дану Батур (Pura Ulun Danu Batur)
- Храм Боробудур (Candi Borobudur, Borobudur Buddhist temple)
- Храм Мендут (Candi Mendut, Mendut Buddhist temple)
- Храм Павон (Candi Pawon, Pawon temple)
- Храм Менгенинг (Pura Mengening)
Интересно узнать больше? Читайте раздел Достопримечательности на Бали.