День Сарасвати, или День Знаний (Hari Raya Saraswati)
День Сарасвати (Hari Raya Saraswati, Saraswati Day) – это важный религиозный праздник в Индонезии и на Бали. Он посвящен богине Сарасвати. Она является богиней знаний, мудрости, красноречия, искусства, творчества и музыки. Вот почему День Сарасвати часто называют балийским Днем Знаний.
В этой статье я расскажу вам, когда отмечают этот праздник и кому он посвящен. Вы узнаете, кто такая богиня Сарасвати и какое место она занимает в балийской индуистской религии. Также вы прочитаете обо всех мероприятиях, которые начинаются за день до Дня Сарасвати и длятся еще несколько суток после.
Когда отмечают День Сарасвати?
День богини Сарасвати отмечают по явано-балийскому календарю Павукон (Pawukon). Он существует только на Бали и берет свое начало в балийском индуизме. Интересно, что в этом календаре только 210 дней. Вот почему в некоторые годы по григорианскому календарю День Сарасвати празднуют дважды (так было, например, в 2023 году). Также этот день всегда выпадает на субботу.
Даты празднования Дня Сарасвати:
- 20 мая 2023 года
- 16 декабря 2023 года
- 13 июля 2024 года
- 8 февраля 2025 года
- 6 сентября 2025 года
- 4 апреля 2026 года
- 31 октября 2026 года
- 29 мая 2027 года
- 25 декабря 2027 года
- 22 июля 2028 года
- 17 февраля 2029 года
- 15 сентября 2029 года
- 13 апреля 2030 года
- 9 ноября 2030 года
- 7 июня 2031 года
- 3 января 2032 года
- 31 июля 2032 года
- 26 февраля 2033 года
- 24 сентября 2033 года
- 22 апреля 2034 года
- 18 ноября 2034 года
- 16 июня 2035 года
Далее я расскажу вам о том, кто вообще такая богиня Сарасвати и почему ей посвящен целый праздничный день.
Кто такая богиня Сарасвати?
Как я уже упоминал выше, в индуизме Деви Сарасвати – богиня знаний, мудрости, красноречия, науки, искусства, творчества и музыки. Она, наряду с Деви Шри и Деви Ума, является одной из трех главных богинь в индуизме. Она также является женой бога-творца Брахмы. Согласно некоторым легендам, Сарасвати помогала Брахме, Вишну и Шиве – трем главным богам индуистского пантеона – создавать, поддерживать и возрождать вселенную. В благодарность за это ее и почитают в этот день.
По одной из версий, имя богини Сарасвати происходит от слова «течь» и переводится как «богатая водами» или «та, что владеет рекой». Вот почему в священных индуистских книгах Регведа Сарасвати также упоминается как богиня реки Сарасвати. Однако до сих пор доподлинно неизвестно, где именно протекала эта река. Есть версии, что это Инд или афганский Аргандаб (Харахваити). Также говорят о сезонной реке Гхаггар-Хакра, протекающей через Индию и Пакистан, или почти пересохшей Сарсути. Однако согласно другим книгам (например, сборникам индуистских учений и мифологии Пуран), имя богини можно перевести как «та, что владеет знаниями». А сущность знания подобна потоку воды в реке. Знания бесконечны и никогда не заканчиваются, сколько бы мы их не изучали. Даже если мы будем учиться каждый день, мы никогда не будем знать абсолютно все. Поэтому совершенно неудивительно, что именно эта богиня стала покровительствовать наукам и искусству.
Что касается рождения богини, то оно тоже неоднозначное. По одной версии Сарасвати появилась после разделения тела Брахмы. Другие же утверждают, что она дочь Шивы и Дурги.
В школе индуистской философии Веданта Сарасвати описывается как женский аспект силы и знания Брахмы. Последователи этого учения считают, что овладение наукой и искусством – это один из способов достижения мокши, то есть высвобождения из круговорота рождений и смертей (сансары) и освобождения от всех страданий и ограничений материального существования. В других философских направлениях ее называют «матерью Вед», «матерью красноречия и музыки» и «активной энергией Брахмы». Однако все равно она почитается всеми как богиня знания и мудрости.
Обычно богиня Сарасвати изображается в виде красивой женщины с гладкой и чистой кожей. Последнее символизирует тот факт, что священное знание обеспечивает внутреннюю красоту человека. Чаще всего Сарасвати одета в белые одежды. Благодаря этому она производит впечатление вежливой особы и символизирует то, что священные знания приведут людей к скромности.
Сарасвати может быть изображена сидящей или стоящей на цветке лотоса или лебеде. Последний является средством ее передвижения. При этом лотос символизирует чистоту, а лебедь – истину и мудрость. Также Сарасвати часто изображают передвигающейся на павлине.
Еще одна особенность в изображении Сарасвати – ее четыре руки.
Все они символизируют четыре аспекта человеческой личности в изучении науки:
- Ум
- Интеллект
- Самоанализ
- Эго
Кроме того, в каждой руке у богини находятся четыре разных предмета. Это:
- Священная книга Вед – сборник самых древних священных писаний индуизма, символизирующий универсальное вечное знание и истинную науку (в основном в руках Сарасвати изображается лонтар – традиционные рукописи на высушенных пальмовых листьях)
- Четки из белого жемчуга, которые символизируют силу медитации и духовного знания
- Лира, вина или ситар – старинный индийский щипковый музыкальный инструмент, который символизирует совершенство искусства и науки; он также показывает, что знание содержит аспекты красоты и эстетики
- Маленький барабан или чаша с водой, являющиеся символами созидающей и очищающей силы
Вкупе все эти символы также демонстрируют жажду Сарасвати к знаниям.
Отмечу, что в балийской традиции знания Сарасвати основываются на том, что физический мир человека зависит от его мыслей и эмоций, идей и верований. Это так называемый «Закон Включения». Если овладеть этими знаниями, можно превратиться из жертвы судьбы в хозяина жизни, который активно меняет все вокруг себя.
Как празднуют День Сарасвати?
Интересно, что празднование Дня Сарасвати начинается накануне, то есть в пятницу (это 12 июля 2024 года, 7 февраля 2025 года, 5 сентября 2025 года, 3 апреля 2026 года, 30 октября 2026 года, 28 мая 2027 года, 24 декабря 2027 года, 21 июля 2028 года и так далее). Этот день называется Пангреданан (Pangredanan). Он нужен для подготовки к празднику. В этот день в балийских домах все книги – как олицетворение знаний – собираются в одно место и очищаются от пыли. Эта процедура – дань уважения богине Сарасвати.
Непосредственно в день праздника балийцы ставят книги рядом с домашними алтарями и делают им подношения. Последние могут быть абсолютно разными, однако единственное сходство между ними заключается в том, что подношения часто размещаются в книгах и в середине страниц со священным писанием. Также в этот день местные жители молятся в деревенских храмах. Все эти ритуалы и церемонии проводятся утром.
Кроме того, в учебных заведениях в этот день устраиваются праздники с танцами, пением и игрой на музыкальных инструментах. Проводятся в том числе поэтические чтения, художественные представления и литературные конкурсы. Школьники и студенты надевают праздничные одежды и молятся об успехах в учебе. В этот день они также почитают учителей как носителей знаний и своих просветителей.
Что интересно, в течение дня Сарасвати нежелательно читать какую-либо литературу (особенно Веды и другие религиозные книги), а также писать книги или делать в них какие-то пометки. Это форма уважения и память о том, что этот день посвящен богине знания, поэтому все книги приносятся ей в жертву. Если же желание почитать книги у балийцев чересчур сильное, то делать это можно только поздно вечером. При этом предпочтение лучше отдавать чтению священных текстов и религиозных книг.
Если в День Сарасвати вы окажетесь на острове Бали, я могу порекомендовать вам посетить храм Сарасвати (Pura Taman Saraswati, Taman Saraswati Temple). Он находится в Убуде на территории королевского дворца (Ubud Water Palace, Puri Saren Ubud) и считается одним из самых красивых храмов на острове. Он был построен в середине прошлого века – в 1952 году – в традиционном балийском стиле. Фигура богини Сарасвати находится во внутреннем дворе храма.
Подробно об этом храме читайте в моей статье Храм Сарасвати.
На всякий случай скажу, что я могу организовать для вас экскурсию к королевскому дворцу и храму Сарасвати. Помимо этих мест, мы также может посетить и другие интересные объекты поблизости. Чтобы узнать о моих услугах подробнее, читайте мой раздел Экскурсии на Бали.
Если же вы хотите самостоятельно съездить к храму Сарасвати, я могу вас туда просто отвезти и привезти обратно к отелю. Об этой моей услуге вы можете прочитать на моей странице Такси на Бали.
День после дня Сарасвати называют Банью Пинарух (Banyu Pinaruh). Он всегда выпадает на воскресенье. Слово «банью» переводится как «вода» или «жизнь», а слово «пинарух» в свою очередь происходит от «верух» или «пиних верух», что означает «знание» или «мудрость». Вот почему «Банью Пинарух» можно перевести как «день, когда мы просим знаний у источника воды». В основе этого дня лежит чествование ценности знаний и их роли в современном мире.
В этот день балийцы проводят церемонию очищения и омовения в океане. Она называется мелуката. Вы можете понаблюдать за ней со стороны на таких пляжах как Кута, Семиньяк, Легиан, Джимбаран, Санур, Нуса-Дуа, Гегер, Пандава, Ловина, Чангу и других, а также на пляжах вблизи крупных храмов, таких как, например, храм Танах Лот и храм Улун Дану на озере Братан. Единственное, о чем я вас попрошу: пожалуйста, не мешайте местным жителям проводить их священные ритуалы, не отвлекайте их не фотографируйте слишком близко без разрешения! Это касается любого религиозного праздника.
Обратите внимание, что церемонию мелуката можно проводить не только в океане или озере, но еще и в священных источниках. Такие есть, например, в храме Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul, Tirta Empul Holy Water Temple). Однако учтите, что в этом храме всегда очень много иностранных туристов.
День Банью Пинарух принято заканчивать поеданием желтого риса со специями.
Через два дня после праздника Сарасвати наступает день Сома Рибек (Soma Ribek). Его название переводится как «полный понедельник». В этот день проводится фестиваль еды, который называется Сома Пон Вуку Спротт (Soma Pon Wuku Sprott). В этот день балийцы также делают подношения и благодарят индуистских богов за еду. В основном местные жители молятся Деви Шри (Dewi Sri) – богине риса, рисовых полей, плодородия и процветания. В основе ритуальных подношений содержится, разумеется, рис, так как он является основным продуктом питания на Бали.
Третий день после дня Сарасвати называется Сабух Мас (Sabuh Mas). «Сабух» переводится как «пояс», а «Мас» как «золото». Таким образом, дословно название этого праздника переводится как «золотой пояс». В этот день балийцы молятся богу Шиве, выражают ему признательность за все, что они имеют (имущество и различные земные блага, такие как дом, одежда, драгоценности, деньги). Согласно одной из мантр, ткани, золото и другие вещи являются четвертыми по важности вещами в жизни человека. Вот почему, помимо выражения признательности, балийцы просят у Шивы благословения в виде различных драгоценных металлов, ювелирных изделий и богатства. Для этого они кладут подношения в свои домашние шкатулки с драгоценностями и деньгами либо, при наличии, в банковские и депозитные ячейки. Проводятся молитвы и ритуалы в этот день в собственных домах за закрытыми дверьми.
Еще один смысл Сабух Мас – напоминание сами себе о том, что нужно быть благоразумным и тратить деньги с умом.
Через четыре дня после праздника Сарасвати наступает день Пагервеси (Pagerwesi). Он всегда выпадает на среду. Этот день – второй по значимости религиозный праздник для балийцев после Галунгана. Название этого дня происходит от двух слов: «pager» и «wesi», которые переводятся как «ограда» и «железо» соответственно. Таким образом, дословно «Пагервеси» переводится как «железная ограда». В этот день балийцы укрепляют свои дома, умы и души против злых сил.
Праздник Пагервеси проводится в честь Шивы – третьего божества в индуистской религии, который вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Шива почитается как бог, который защищает вселенную. Вот почему местные жители в этот день выражают ему свое почтение и просят его о защите.
Кроме того, в этот день также прославляется Ида Санг Хьянг Видхи Васа (Ida Sang Hyang Widhi Wasa) – Верховный Бог индонезийского индуизма. Он же есть вера в единую высшую сущностью. Это уникальное божество, которое присутствует только в религии балийцев и не встречается в индийском индуизме. В настоящее время имя этого божества используется в основном только жителями Бали.
Несмотря на всю свою значимость для местных жителей, для туристов и путешественников, отдыхающих на острове Бали, праздник Пагервеси пройдет, скорее всего, незаметно. В этот день балийцы обычно молятся дома или в деревенских храмах, а также на кладбищах. Там они поминают тех, кто не был кремирован. Своими молитвами они также стараются «укрепить» свои дома и отогнать от них злых и темных духов. Что же касается каких-то красочных шествий и громких праздничных мероприятий, то их в Пагервеси обычно не проводят. За небольшими процессиями можно будет понаблюдать разве что в небольших традиционных балийских деревнях.
Подробнее об этом празднике вы можете прочитать в моей статье День Пагервеси на Бали.
Теперь вы знаете, что такое День богини Сарасвати, когда и как он отмечается и к чему он приурочен. Надеюсь, моя статья помогла вам больше узнать об этом дне и составить о нем представление.
О других официальных и торжественных мероприятиях читайте в разделе Праздники на Бали.
Если вы хотите узнать о том, какие интересные события, мероприятия и фестивали будут проводиться на Бали в ближайшее время, я рекомендую вам посетить мою страницу Новости Бали.
Полезные советы по организации поездки, а также интересные факты об острове Бали вы найдете на странице Советы туристам.
Интересно узнать больше? Читайте раздел Достопримечательности на Бали.