Храм Менгенинг
Храм Менгенинг (Pura Mengening, Mengening Temple, Candi Mangening) – это древний балийский индуистский храм. Иногда его также называют храмом Мендженинг. Он находится недалеко от Убуда, в округе Гианьяр. Его часто называют скрытой жемчужиной округа и одним из самых недооцененных на Бали мест. Для туристов храм прежде всего будет интересен своей историей, спокойной обстановкой, а также священными источниками.
В этой статье я подробно опишу для вас храм Менгенинг. Вы узнаете все о его истории и проводимых тут церемониях. Я также приведу несколько способов, как можно добраться сюда из разных точек острова, и расскажу об интересных местах, расположенных поблизости. А для тех, кто все же захочет сюда приехать, в конце статьи я оставил несколько полезных советов по посещению храма Менгенинг.
Описание храма
Балийцы называют этот храм Пура Менгенинг, Пура Мангенинг или Чанди Мангенинг. Англоговорящие туристы именуют его Mengening Temple.
Как я уже сказал выше, храм Менгенинг (он же Мендженинг) находится в округе Гианьяр (Kabupaten Gianyar). Если говорить точнее, то он расположен в округе Тампаксиринг (Kec. Tampaksiring), в одноименной деревне. Относится храм к банджару (то есть деревенской общине) Сареседа (Sareseda). Рядом с храмом протекает река Пакерисан (Tukad Pakerisan).
К слову, деревня Тампаксиринг – популярное туристическое направление. Помимо храма Менгенинг, на территории деревни также находятся такие известные достопримечательности как храмы Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul) и Гунунг Кави (Gunung Kawi) и Президентский дворец Тампаксиринг (Istana Kepresidenan Tampaksiring). Они более известные и посещаемые, чем храм Менгенинг. И, скажу я вам, очень зря.
Храм Менгенинг был построен примерно в 1 022 году нашей эры. В то время здесь правил балийский король Мараката, сын короля Дхармодаяна. Мараката прославился как справедливый и мудрый правитель, который в том числе строил храмы на склонах священных гор. Одним из таких храмов и является Менгенинг. В интернете вообще можно встретить информацию о том, что Менгенинг считается одним из шести важнейших храмов на Бали в принципе. Однако я не могу подтвердить вам эти данные.
Храм Менгенинг расположен в низине и со всех сторон окружен зелеными садами, пышной растительностью и большими деревьями – это первое, что бросается в глаза. Поэтому тут почти всегда свежо и немного прохладно. Однако найти это место не сложно – прямо на дороге Jalan Tirta вас встретит табличка под коричневой крышей, на которой написано «Cagar Budaya Pura Mengening» (в переводе «Природный заповедник Храм Менгенинг») и съезд. Этот съезд и приведет вас к разрезанным балийским воротам чанди бентар. За этими воротами вы найдете небольшую парковку, на которой сможете оставить свой автомобиль или байк. Цена вопроса – 10 000 индонезийских рупий. Там же и будет вход в храм. Рядом с ним будет небольшая стойка, где вы можете купить входные билеты.
После того, как вы зайдете на территорию, вы увидите крутую лестницу. Вообще лестниц тут будет еще много, и все они – без перил. Будьте осторожны. Лестницы приведут вас либо к бассейну со святой водой, либо к храму. Потеряться тут сложно. Кроме того, с лестниц также открываются красивые виды на окрестные пейзажи и утопающие в зелени каменные конструкции. Поэтому я рекомендую вам, пока вы находитесь в этом храме, почаще оглядываться по сторонам.
Обратите внимание, что храм Менгенинг находится вдали от оживленной проезжей части. Кроме того, он не очень известен большинству туристов. Многие из них проезжают мимо храма Менгенинг по пути в храм Тирта Эмпул. Поэтому здесь очень уютно, тихо и спокойно, почти нет толп туристов и шумных компаний. Атмосфера тут безмятежная, мирная и уединенная, немного даже чарующая, и благоволит к неспешным прогулкам, погружению в свои мысли, медитации, созерцанию окрестных видов, духовным размышлениям или просто отдыху от шума и людей.
Если бы меня попросили описать этот храм лишь двумя словами, я бы ответил так: «вода» и «зелень». И дальше вы поймете, почему.
Итак, условно всю территорию храма Менгенинг можно разделить на две части:
- Непосредственно храм
- Водные источники
Что касается храмовой части, то к ней от купален ведут две длинные симметрично расположенные лестницы из камня, покрытые зеленью и мхом. Выглядит все это очень красиво.
Сам храм Менгенинг построен в виде чанди (candi). Этим термином называют оригинальные индонезийские индуистские или буддийские храмы средневекового периода. Они представляют собой прямоугольные или крестообразные постройки на приподнятом основании. В их внешнем виде можно заметить влияние архитектурных канонов Индии, которые гармонично наложились на местные архитектурные правила. Самыми известными индонезийскими чанди являются, конечно же, такие храмы как Боробудур, Мендут, Павон, Нгавен и Прамбанан на острове Ява. А вот на Бали храмов чанди не так уж и много. Это еще одна уникальная черта храма Менгенинг.
Как и многие балийские храмы, храм Менгенинг разделен на три части:
- Внешний двор
- Центральный двор
- Внутренний двор
Практически все дворы открыты для посещения и могут быть исследованы туристами вдоль и поперек (за исключением разве что внутреннего двора и мест для молящихся – об этом вас будут предупреждать специальные запрещающие таблички). Здесь буквально каждый сантиметр пропитан историей. Особенное внимание уделите древней потрясающей архитектуре храма, искусной резьбе по камню, каменным конструкциям и богато украшенным воротам. Все они заряжены духовной энергией и отражают богатое культурное наследие острова.
Что касается чанди, то эта часть храма во внутреннем дворе для туристов недоступна.
Отдельно скажу про бассейны.
На территории храма есть несколько бассейнов, которые предназначены для купания, омовений и ритуальных очищений. Эти источники являются естественными и существуют с XI века. Вода в них очень чистая и прозрачная. Такой эффект достигается за счет очистки воды километрами вулканического туфа.
Два бассейна здесь предназначены для проведения церемонии мелукат. Есть еще большой бассейн, разделенный на две части: для мужчин и для женщин. Однако в них в основном купаются местные жители.
Обратите внимание, что женская купальня будет расположена по ходу вашего движения. Ничего страшного в этом нет. Однако я попрошу вас проявить такт и учтивость и не глазеть на женщин, пока они совершают священные ритуалы. Также я прошу вас не фотографировать купающихся балийцев без их разрешения.
Вода во всех бассейнах немного прохладная. Некоторые туристы рассказывали, что они успевали замерзнуть, пока ждали свою очередь для проведения церемонии очищения.
Отмечу также, что бассейны в храме Менгенинг, вероятнее всего, не такие древние, как более известные бассейны в соседнем храме Тирта Эмпул. Однако, на мой взгляд, они более живописные и значительно менее многолюдные. Один только мини-водопад в купальне чего стоит! Согласитесь, что ниспадающие с зеленых скал бурные потоки – это всегда очень красиво.
Как я уже отмечал выше, храм Менгенинг находится рядом с рекой Пакерисан. Также эта река протекает и на территории храма по специальным каналам. Вы можете без проблем понаблюдать за ее бурным течением.
Название «Пакерисан» переводится как «река Криса». Крис – это ритуальное оружие балийцев в форме длинных волнистых лезвий, внешне напоминающее обоюдоострый меч или кинжал.
Вообще река Пакерисан считается священной у балийцев. По легенде, она была создана богом Индрой (Indra) после его битвы с полубогом Майа Данавой (Maya Danava). Во время этой битвы Майа Данава проклял реку Петану, из-за чего балийцы лишились источника воды и стали умирать от жажды. Индра же в ответ на мольбы местных жителей создал священный источник воды. Сейчас на его месте стоит храм Тирта Эмпул. Считается, что из этого источника и берет свое начало священная река Пакерисан.
Однако, если отбросить легенды, река Пакерисан берет свое начало на холмах Кинтамани. В 2012 году ее водораздел вошел в культурный балийский ландшафт. Подробно об этом вы прочитаете в разделе с историей храма Менгенинг.
Река Пакерисан, прежде всего, является источником питьевой воды для балийцев. Во-вторых, она собирается в пруду храма Менгенинг и течет через отверстия в бассейны для омовений. В-третьих, вода из реки активно используется в сельском хозяйстве для орошения окружающих рисовых полей. При этом на территорию полей и террас она попадает также из бассейнов храмов (Тирта Эмпул, Менгенинг и других).
Тирты в храме Менгенинг и проводимые церемонии
В храме Мангенинге есть несколько мест поклонения, а также несколько тирт (то есть водных священных источников) в зависимости от способов их использования в тех или иных церемониях.
Вот их список и предназначение:
- Тирта Менгенинг (Tirtha Mengening) – для проведения ритуала дева ядная (Déwa Yadnya)
- Тирта Керис (Tirtha Keris) – для проведения ритуала пасупати крис, то есть освещения ритуальных кинжалов крисов (Pasupati Keris)
- Тирта Судамала (Tirtha Sudamala) – для проведения церемонии мелукат (Malukat)
- Тирта Кебен (Tirtha Keben) – для проведения церемонии маадолан (Maadolan)
- Тирта Гелунг (Tirtha Gelung) – для проведения церемонии кавибаваан (Kawibawaan)
- Тирта Тунгганг (Tirtha Tunggang) – для проведения ритуальной похоронной церемонии сидакарья нгабен (Sidakarya Ngabén)
- Тирта Дедари (Tirtha Dedari) – для проведения обряда каджегеган (Kajegegan), связанного с красотой
- Тирта Мелела (Tirtha Melela) – также для проведения обряда каджегеган
- Тирта Пенгентас (Tirtha Pengentas) – для проведения похоронного обряда питра ядная (Pitra Yadnya)
- Тирта Телага Ваджа (Tirtha Telaga Waja) – также для проведения церемонии мелукат
- Тирта Ангсока (Tirtha Angsoka) – еще один источник для проведения обряда каджегеган
- Панкон солас (Pancoran solas) – для церемонии банью отонан (Bayuh Otonan), которую проводят в день рождения человека
Плакат с этим списком на индонезийском языке вы также найдете на территории храма.
Каждая церемония или ритуал имеют свое значение и выполняют свою конкретную функцию.
Ниже я опишу некоторые церемонии:
- Ритуал дева ядная (Déwa Yadnya) проводится для того, чтобы воздать почести божественным силам. Ритуал проводится раз в год в дни храмовых торжеств либо религиозных праздников.
- Ритуал пасупати крис (Pasupati Keris) – это заключительный этап изготовления балийского ритуального кинжала криса. Он нужен для того, чтобы пробудить магический потенциал кинжала. Ритуал вместе с соответствующими подношениями также проводится с целью призвать благословение и благодать Бога, чтобы изготовленный крис мог впитать положительный заряд космической энергии. Кроме того, ритуал должен помочь и владельцу кинжала. Крис должен распространить на него свои положительные импульсы, благодаря чему цели, надежды и стремления владельца криса будут достигнуты.
- Церемония мелукат (Malukat) – одна из самых популярных церемоний на Бали. Иначе она называется «очищение святой водой». Эту церемонию может совершить любой человек, а не только индуист. Во время ритуала нужно искупаться в священных бассейнах. Балийцы верят, что вода обладает священной силой, способной очистить человека. При этом человек очищается и физически, и духовно. Он освобождается от злых мыслей, привлекает положительную энергию, также к нему приходит чувство духовного обновления.
- Похоронный обряд питра ядная (Pitra Yadnya) завершает жизненный путь человека. Благодаря ему душа умершего человека может спокойно перейти в другой мир.
- Церемония банью отонан (Bayuh Otonan) – или банью отон – проводится в день рождения человека. Считается, что она способна нейтрализовать врожденные страдания человека (то есть карму в предыдущих жизнях). Эта церемония способствует полному физическому и духовному очищению. Как и в случае с церемонией мелукат, процесс очищения в банью отон происходит при помощи погружения в священный источник. Это символический жест очищения и обновления.
Чаще всего иностранные туристы приезжают в храм ради церемонии мелукат. Как я уже сказал, в этой церемонии могут участвовать не только индуисты, но и люди другой веры и приверженцы других религий. К церемонии допускают всех, независимо от национальности и убеждений. Однако иностранцы в любом случае должны соблюдать установленные традиции.
Правила тут следующие:
- Ритуал очищения и исцеления всегда проводится под присмотром наставника. Он поможет вам осознать этот глубоко символический опыт, подготовит необходимые подношения, прочитает мантры и молитвы и попросит для вас благословения.
- Перед церемонией нужно снять обувь.
- Также перед началом нужно снять с себя все украшения. Считается, что украшения на теле будут отвлекать человека.
- Не забудьте взять с собой подношения (благовония и ежедневные балийские подношения чананг сари в плетеной корзинке). Их нужно будет оставить в бассейне.
- Не стойте выше священника или наставника.
- Не стойте прямо напротив сидящего священника или молящихся людей.
- Для того, чтобы войти в священный источник, нужно надеть саронг.
- Для церемонии вам понадобится оранжевый саронг. За него нужно будет заплатить дополнительно.
- В момент омовения нужно сосредоточиться и читать мантру.
- После ритуала очищения нужно обязательно поблагодарить наставника. Только после этого вы получите его благословение.
Также учтите, что в церемонии нельзя принимать участие женщинам во время менструаций и людям с открытыми ранами.
Подробно об этой церемонии читайте в моей статье Церемония мелукат.
Кроме того, помимо бассейнов, в которых можно искупаться, на территории храма Менгенинг есть источники, представляющие собой несколько тонких струй воды в ряд. Здесь вы можете набрать воды для своих домашних церемоний.
А вот что запрещается делать в этих источниках:
- Мыть руки
- Мыть лицо
- Купаться
- Пить воду
- Выбрасывать сюда мусор
Обо всех этих запретах вас предупредит специальная табличка на индонезийском и английском языках.
Помимо самого храма и водных источников, на территории Менгенинг также находятся большие пруды с карпами кои и другими рыбами, несколько разрезанных балийских ворот чанди бентар, каменные статуи балийских божеств, желтые зонтики, несколько священных алтарей и прочие атрибуты любого балийского храма.
На посещение храма Менгенинг я бы рекомендовал заложить вам около 1-2 часов (это время без учета дороги до храма). Учтите, что это время может увеличиться, если вы захотите принять участие в церемонии очищения водой мелуката. Чем больше посетителей будет в храме и чем больше будет желающих очиститься и искупаться в источнике, тем дольше вы будете ждать свою очередь. Некоторые туристы также отмечают, что церемония мелуката здесь достаточно длительная.
В следующем разделе я расскажу вам немного об истории этого места и его современном статусе.
История храма
Я уже упоминал, что храм Менгенинг был построен примерно в 1 022 году нашей эры королем Мараката из рода Вармадева. Его полное имя – Мараката Пангкаджа (Marakata Pangkaja), а титул – Дхармавангсавардхана Мараката Пангкаджастхана Уттунггадева (Dharmawangsawardhana Marakata Pangkajasthana Uttunggadewa). Мараката был вторым сыном короля Дхармодаяна, больше известного как Удаяна Вармадева (Udayana Warmadewa). Это один из самых известных балийских королей. Он также известен как одна из самых ранних исторических фигур древнего Бали (он правил в конце X века). Кроме того, Удаяна известен как отец знаменитого правителя средневекового государства Матарам Аирланги (Airlangga). Последний вошел в историю Индонезии как герой и собиратель яванских земель. Именно во времена его правления государство Матарам на острове Ява стало господствующей силой в центральных и восточных районах архипелага.
Конечно, Мараката – не такой известный король, как его отец или брат. Однако он был уважаем своими подданными. Они описывали его как мудрого и справедливого короля. Также Мараката был известен как строитель храмов. По его приказу было возведено несколько религиозных сооружений на склонах священных гор (по некоторым данным, это, например, храм Гунунг Кави). В том числе при нем возвели и храм Менгенинг. Храмы ему нужны были для проведения религиозных церемоний и поклонения индуистским богам.
Затем, по неизвестным причинам, после своего строительства храм Менгенинг был заброшен на несколько столетий (хотя нет никаких оснований сомневаться в том, что об этом храме было хорошо известно местным жителям). Повторно он был открыт лишь в 1925-1927 годах голландским археологом и историком Виллемом Фредериком Штуттерхаймом (Willem Frederik Stutterheim). Он также был правительственным чиновником в Голландской Ост-Индии и параллельно работал в Службе древностей, занимаясь раскопками на острове Бали. Свою находку он упомянул в докладе, однако подробного описания этого места не предоставил. Это сделали позже, в 1960 году. Описание принадлежит голландскому археологу и историку Августу Йохану Бернет Кемперсу (August Johan Bernet Kempers). Именно он в своем отчете рассказал подробно о существовании храма и остатков построек на небольшом холме. Позднее он также отмечал, что, по состоянию на 1980-е годы, храм Менгенинг представлял собой священный источник под большим деревом. А местные жители, с которыми он разговаривал, рассказывали, то раньше балийцы использовали этот источник для очистки и омовения своих крисов (ритуального оружия).
На основании отчета Бернет Кемперса во второй половине XX века были проведены раскопки и исследования, которые показали, что храм Менгенинг все еще был в хорошем состоянии. Кроме того, в отличном состоянии оставался и линга йони (Lingga Yoni), помещенный в храмовую священную комнату.
Линга йони – это символ, который встречается только в индуистских храмах (а если быть точнее, то только в храмах шиваитской веры). Линга представляет собой столб или цилиндр фаллической формы, вырезанный из камня. Он символизирует бога Шиву и творческую силу. Линга стоит в плоском квадратном основании в отверстии. Его называют йони. Он символизирует матку и Парвати – супругу Шивы. Также у йони обычно есть своеобразный носик, украшенный змееподобным мифическим существом нагой, при помощи которого можно направлять и собирать жидкости, выливаемые на линга йони во время индуистских ритуалов.
Вообще полная пара линга йони должна быть в каждом индуистском храме. Ее главная функция – поклонение и выполнение священных ритуалов. Кроме того, согласно яванским традициям, линга йони ставились в королевских храмах как символы правящего короля или его династии. Они также выражали единосущность короля с богом Шивой. Однако, на самом деле, храмов с полной парой линга йони не очень много (особенно в настоящее время). Обычно присутствует только йони. Таким образом, мы можем сделать вывод о значимости храма Менгенинг для короля Маракаты из династии Вармадева.
По некоторым данным, полная пара линга йони до сих пор хранится в храме Менгенинг. Они находятся во внутренней части храма, которая недоступна для публики.
В настоящее время храм продолжает функционировать. Его часто посещают и очень любят местные жители. А в 1985 году правительство Бали, в соответствии с Законом № 5/1985, присвоило храму Менгенинг статус культурного заповедника и взяло под защиту.
Что еще нужно знать об этом месте?
В 2012 году на 36-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила в российском городе Санкт-Петербург, культурный ландшафт провинции Бали, охватывающий более 19 500 гектаров и состоящий из пяти рисовых террас и их водных храмов, а также оросительная система субак как проявление традиционной балийской философии Три Хита Карана были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно выдержке из комитетского документа, объект на территории почти двадцать тысяч гектаров, признанный всемирным наследием, состоит из пяти «участков». Все они являются примером взаимосвязанных природных, религиозных и культурных компонентов традиционной системы субак, которая до сих пор полностью функционирует и при которой фермеры все еще выращивают традиционный балийский рис без использования удобрений или пестицидов.
К этим «участкам» относятся:
- Верховный водный храм Улун Дану Батур (Pura Ulun Danu Batur), который находится на озере Батур
- Само кратерное озеро Батур, считающееся первоисточником всех балийских водных источников и рек
- Ландшафт и система субак, которые находятся на реке Пакерисан (на территории этого ландшафта находятся храмы Тирта Эмпул, Пегулинган, Гунунг Кави и, соответственно, Менгенинг)
- Ландшафт Субак Чатур Ангга Батукару с террасами, которые были упомянуты в надписи X века и поэтому считающиеся одними из старейших на Бали
- Королевский водный храм Таман Аюн (Pura Taman Ayun), считающийся крупнейшим и наиболее выдающимся и впечатляющим с архитектурной точки зрения водным храмом на острове
Также компонентами системы субак являются леса, защищающие водоснабжение, террасный рисовый ландшафт, рисовые поля, соединенные системой каналов, туннелей и плотин, деревни и храмы разного размера и значения, которые обозначают либо источник воды, либо ее проход через храм по пути вниз по склону для орошения земель.
Вода из источников и каналов течет через храмы и выходит на рисовые поля. Водные храмы являются центром кооперативного управления водными ресурсами системы субак. С XI века сети водных храмов управляют экологией рисовых террас в масштабе целых водоразделов. Они представляют собой уникальный ответ на проблему поддержки густонаселенного населения на суровом вулканическом острове.
Общая система субак иллюстрирует философский принцип балийской философии Три Хита Карана, который объединяет сферы духа, человеческий мир и природу. Ритуалы водных храмов способствуют гармоничным отношениям между людьми и их окружением посредством активного взаимодействия людей с ритуальными концепциями, которые подчеркивают зависимость от поддерживающих жизнь сил природного мира.
Культурный ландшафт острова Бали был включен в список всемирного наследия по следующим причинам (критериям):
- Культурная традиция, которая сформировала ландшафт Бали по крайней мере с XII века, является древней философской концепцией Три Хита Карана. Общины водных храмов, которые поддерживают управление водными ресурсами ландшафта субак, стремятся поддерживать гармоничные отношения с природным и духовным миром посредством сложной серии ритуалов, подношений и художественных представлений.
- Пять ландшафтов являются исключительным свидетельством системы субак, сосредоточенной на водных храмах и контроле орошения, которая формировала ландшафт на протяжении последней тысячи лет. С XI-го века сети водных храмов управляли экологией рисовых террас в масштабе целых водоразделов.
- Балийские водные храмы являются уникальными учреждениями, которые на протяжении более тысячи лет черпали вдохновение из нескольких древних религиозных традиций, включая индуизм Сайвасиддханта и Самкхья, буддизм Ваджраяны и австронезийскую космологию. Церемонии, связанные с храмами, и их роль в практическом управлении водой вместе кристаллизуют идеи философии Три Хита Карана. Можно сказать, что это сочетание идей имеет выдающееся значение и напрямую проявляется в том, как ландшафт развивался и управляется местными сообществами в системе субак.
В своем нынешнем состоянии храм Менгенинг очень популярен среди местных жителей. Считается, что родниковая вода здесь обладает целебной силой. Вот почему балийцы приходят сюда ради проведения различных церемонии. Плюс, здесь всегда меньше народу и более умиротворенная атмосфера, чем в том же разрекламированном среди туристов храме Тирта Эмпул.
В следующем разделе я подробно опишу для вас все способы проезда до храма Менгенинг.
Как добраться до храма
В этой части острова общественный транспорт почти не развит. Поэтому приехать сюда на автобусе не получится.
Добраться до храма Менгенинг можно тремя способами:
- На арендованном транспорте
- На такси
- В составе экскурсии
Далее я опишу для вас каждый способ.
На арендованном транспорте
Арендованный транспорт (байк или машина) – самый популярный способ передвижения по острову. Путешествуя самостоятельно, вы сами можете выбирать день, в который хотите приехать в храм, а также ни от кого не зависите по времени.
Для тех, кто решит ехать в храм Менгенинг на арендованном транспорте, я подготовил подробный маршрут.
Я опишу два способа проезда:
Первый также подойдет путешественникам, отдыхающим на полуострове Букит (например, в Нуса Дуа, Улувату или Джимбаране), а также в Сануре, Чангу, Куте, Легиане и Семиньяке.
Итак, маршрут до храма Менгенинг из Денпасара:
- Выезжайте на улицу Jalan WR Supratman. На этой улице, например, находится стадион Гелора Нгурах Рай Денпасар (Stadion Gelora Ngurah Rai Denpasar).
- Примерно через 4 километра вы увидите большой перекресток с улицей. Сворачивайте на нем направо, на улицу Jalan Bypass Ngurah Rai/Simpang Sanur-Simpang Tohpati. Ориентируйтесь по знакам на Санур или Нуса Дуа.
- Через 1,2 километра дорога расходится на две. Поверните налево, на Jalan Prof. Dr. Ida Bagus Mantra.
- Двигайтесь по Jalan Prof. Dr. Ida Bagus Mantra примерно 8,5 километров.
- На большом перекрестке с билбордами поверните налево, на Jalan Pantai Saba.
- Двигайтесь по Jalan Pantai Saba примерно 1 километр, следуя изгибам дороги.
- Около сельской администрации Balai Banjar Sada нужно повернуть направо. Вы все еще на улице Jalan Pantai Saba.
- Езжайте прямо примерно 3,5 километра и никуда не сворачивайте, продолжая следовать изгибам дороги. В конце дорога упрется в улицу Jalan Raya Toja.
- На улице Jalan Raya Toja поверните налево и двигайтесь прямо около километра.
- Далее вы вновь упретесь в улицу. Она называется Jalan Kebo Iwa. Поверните здесь налево. Справа от вас останется бензоколонка.
- Через 500 метров, на первом крупном регулируемом перекрестке, поверните направо, на Jalan Udayana.
- Двигайтесь прямо по Jalan Udayana примерно 3,7 километра.
- Через 3,7 километра улица Jalan Udayana упрется в круговое движение. Вы узнаете его по статуе богини на драконе прямо посреди дорожного кольца. Поверните здесь налево, на Jalan Raya Semebaung.
- Двигайтесь по Jalan Raya Semebaung примерно 2 километра. За это время улица Jalan Raya Semebaung станет Jalan Raya Bedulu. Она также будет петлять. Никуда не сворачивайте с широкой асфальтированной дороги.
- Езжайте до перекрестка улицы Jalan Raya Bedulu с Jalan Dr. Ir. Sukarno. Поворот будет около коричневых домов с пагодами.
- Двигайтесь прямо примерно 13,3 километра, следуя всем изгибам дороги и игнорируя мелкие отвороты. За это время улица Jalan Dr. Ir. Sukarno несколько раз поменяет свое название, а затем снова станет улицей Jalan Dr. Ir. Sukarno.
- На перекрестке улиц Jalan Dr. Ir. Sukarno и Jalan Tirta сворачивайте направо, на Jalan Tirta.
- Буквально через 150 метров вы увидите указатель с названием храма «Cagar Budaya Pura Mengening». Сворачивайте около указателя направо. Эта дорога называется Jalan Drupadi. Она приведет вас к парковке около храма.
Дорога из Денпасара до храма займет у вас около полутора часов, в зависимости от пробок и интенсивности дорожного движения. За это время вам нужно будет преодолеть около 44 километров.
Далее я проложу для вас маршрут до храма Менгенинг из Убуда. Я начну отсчет от дворца Убуда (Ubud Palace). Он находится на пересечении улиц Jalan Raya Ubud, Jalan Monkey Forest и Jalan Suweta.
Итак, маршрут до храма Менгенинг из Убуда:
- Двигайтесь по улице Jalan Raya Ubud на восток примерно 1 километр.
- Через 1 километр вы окажетесь на развилке дорог. В центре развилки будет стоять белая с золотом статуя с копьем в руке, стоящая на голове слона и окруженная змеями. Это статуя бога Индры. Здесь возьмите правее и, не поворачивая на Jalan Cok Gede Rai, езжайте прямо, по Jalan Gn. Sari.
- Двигайтесь по петляющей улице Jalan Gn. Sari примерно 1,2 километра, до развилки. На ней поверните налево, на Jalan Raya Laplapan.
- Езжайте прямо где-то прямо 4,8 километра по дороге с лучшим асфальтом. Никуда не сворачивайте и следуйте изгибам дороги. Со временем Jalan Raya Laplapan плавно перейдет в Jalan Raya Pejeng Kawan.
- Между храмовыми строениями поверните направо. Улица все еще называется Jalan Raya Pejeng Kawan. Двигайтесь по ней еще 2 километра.
- Через 2 километра вы увидите перекресток двух второстепенных дорог. Здесь поверните направо, на все ту же улицу Jalan Raya Pejeng Kawan.
- Когда через 400 метров улица Jalan Raya Pejeng Kawan упрется в улицу Jalan Raya Pejeng Tampaksiring, поверните налево.
- Двигайтесь прямо по Jalan Raya Pejeng Tampaksiring примерно 6,7 километра. Со временем улица Jalan Raya Pejeng Tampaksiring плавно перейдет в Jalan Dr. Ir. Soekarno.
- Через 6,7 километров вы увидите перекресток улиц Jalan Dr. Ir. Sukarno и Jalan Tirta. Сворачивайте тут направо, на Jalan Tirta.
- Через 150 метров вы увидите развилку и указатель с названием храма «Cagar Budaya Pura Mengening». Сворачивайте здесь направо, на улицу Jalan Drupadi. Она приведет вас к разрезанным балийским воротам чанди бентар и парковке.
Расстояние от Убуда до храма Менгенинг – примерно 14 километров. Весь путь займет у вас от 40 минут до 1 часа, в зависимости от пробок и интенсивности дорожного движения.
На всякий случай, я также приведу для вас расстояние от популярных балийских курортов и городов до храма Менгенинг:
- Расстояние до храма из Чангу – 42 километра (ехать где-то 1 час 30 минут)
- Из Куты – 51 километр (ехать около 1 часа 35 минут)
- Из Легиана – 53 километра (ехать примерно 1 час 45 минут)
- Из Семиньяка – 54 километра (1 час 50 минут)
- Из Джимбарана – 56 километров (1 час 40 минут)
- Из Нуса Дуа – 60 километров (1 час 50 минут)
- Из Санура – 40 километров (1 час 15 минут)
- Из Чандидасы – 51 километр (1 час 35 минут)
- Из Амлапуры – 60 километров (почти 2 часа)
- Из Амеда – 84 километра (2 часа 15 минут)
- Из Ловины – 80 километров (2 часа 20 минут)
- Из Сингараджи – 72 километра (чуть больше 2 часов)
Время в пути в каждом конкретном случае указано примерное и зависит от качества дорог, а также плотности и интенсивности дорожного движения на том или ином участке.
На такси
Если у вас нет водительских прав или если вы не хотите брать машину или байк в аренду, вы можете добраться до храма Менгенинг на такси. В этом случае вам не придется самостоятельно искать дорогу и запоминать маршрут. Кроме того, это самый быстрый и безопасный способ передвижения по острову.
В первую очередь я бы рекомендовал брать такси маломобильным путешественникам (например, беременным женщинам и семьям с маленькими детьми) и тем туристам, кто ценит свои время и комфорт.
Обратите внимание, что на острове достаточно много разных служб такси. Здесь даже работают всемирно известные перевозчики (например, Uber или BlueBird). Заказы можно оформлять прямо в приложении.
Кроме того, если вы хотите сделать вашу поездку на такси максимально приятной и комфортной, вы можете обратиться ко мне. Я могу без проблем отвезти вас к храму и обратно. У меня комфортный автомобиль с кондиционером. Кроме того, я свободно говорю по-русски, поэтому смогу ответить на все ваши вопросы.
Подробнее о моей услуге читайте на странице Такси на Бали.
В составе экскурсии
Третий способ посетить храм Менгенинг – взять экскурсию. При этом они могут быть как групповыми, на 20-30 человек, так и индивидуальными. Также они могут разниться по количеству посещаемых за раз мест. Выбор формата экскурсии целиком и полностью зависит от ваших предпочтений.
Если же вы не хотите ни от кого зависеть, хотите сами выбирать время, которое потратите на посещение того или иного места, и предпочитаете индивидуальные экскурсии, вы можете обратиться ко мне. Я – русскоговорящий гид на Бали и свободно говорю по-русски. Поэтому в основном я провожу экскурсии для русскоговорящих туристов. Кроме того, я коренной балиец, я родился и вырос на Бали, поэтому знаю об этом райском острове, его культуре, ценностях, обычаях и истории практически все. И я с радостью поделюсь с вами своими знаниями. Плюс, у меня есть комфортный автомобиль с кондиционером, в котором можно спокойно передвигаться по острову в любую погоду.
Как я уже сказал выше, в основном я провожу индивидуальные экскурсии, рассчитанные на 2-4 человека. Такой формат удобен тем, что вы не будете ни от кого зависеть. В случае чего, мы легко можем изменить маршрут прямо во время поездки, добавив в него какие-то достопримечательности по пути или не посещая те места, которые вам не интересны. Так, например, мы можем посетить с вами храмы Менгенинг и Гунунг Кави, любые рисовые террасы и, например, какой-нибудь близлежащий водопад. Также мы можем заехать, скажем, во дворец Тампаксиринг, расположенный неподалеку.
Подробно о моих услугах читайте в разделе Экскурсии на Бали. Там же вы найдете список экскурсий, которые я организую, их описание и цены.
Храм Менгенинг (Pura Mengening) на карте
Что посмотреть рядом
В центральной части острова в целом и в округе Гианьяр в частности очень много интересных мест и объектов. Как я уже говорил, в одной только деревне Тампаксиринг, помимо храма Менгенинг, есть еще как минимум три известные достопримечательности. Поэтому имеет смысл приехать сюда на несколько дней и подробно изучить окрестности. А ниже я подскажу, с чего можно начать.
Убуд – культурная столица острова. Несмотря на то, что этот город не считается курортом в привычном понимании этого слова и не имеет выхода к морю и пляжей, он очень популярен среди иностранных туристов.
Во-первых, здесь много культурных и религиозных объектов. Так, в Убуде много храмов, музеев, дворцов, арт-объектов и прочих исторических либо творческих мест. Здесь также огромное количество духовных, спа и йога-центров, магазинов и ресторанов. Львиную долю последних занимают вегетарианские кафе и рестораны правильного питания.
Во-вторых, в Убуде очень красиво и зелено круглый год. Все дело в том, что город расположен между рисовыми полями, лесами и оврагами, поэтому тут просто волшебные природные пейзажи. Ими действительно невозможно налюбоваться.
Храм Гунунг Кави находится в деревне Тампаксиринг. Иначе его также называют усыпальницей королей. Этот погребальный комплекс состоит из 10 высеченных в скале святилищ-гробниц. Их высота около 8 метров. На лицевой стороне вырублены каменные барельефы в виде погребальных башен. Считается, что эти погребальные памятники посвящены королю Анаку Вунгсу (Anak Wungsu) из династии Вармадева и его любимым королевам. Этот король – младший брат короля Маракаты и сын Удаяны Вармадева. Он пришел к власти сразу после правления своего старшего брата Маракаты.
Храм Гунунг Кави был построен в XI веке нашей эры. Как я уже писал выше, по одной из версий, его построили во времена правления короля Маракаты. По другой, более распространенной версии, его возвели по приказу Анаку Вунгсу.
- Часы работы: 08:00-18:00 (ежедневно)
- Адрес: Jalan Gn. Kawi, Tampaksiring, Kec. Tampaksiring, Kabupaten Gianyar
Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul)
Храм Тирта Эмпул – одна из самых популярных балийских достопримечательностей. Он был построен во времена династии Вармадева в 962 году нашей эры вокруг большого источника, который берет начало у реки Пакерисан. Название храма происходит от источника, который тоже называется Тирта Эмпул.
Храм разделен на 3 части: Джаба Пура (внешний двор), Джаба Тенга (центральный двор) и Джероан (внутренний двор). Центральный двор состоит из двух длинных прямоугольных бассейнов, каждый из которых содержит тридцать водных струй. Они выстроены с востока на запад и обращены на юг. Каждая струя имеет свое название и выполняет определенную функцию в соответствии с ритуалом.
Отмечу, что многие туристы приезжают в храм Тирта Эмпул ради церемонии очищения водой мелукат. Однако для того, чтобы поучаствовать в церемонии, им приходится отстоять длинные очереди.
- Часы работы: 08:00-18:00 (ежедневно)
- Адрес: Jalan Tirta, Manukaya, Tampaksiring, Kabupaten Gianyar
Дворец Тампаксиринг (Istana Kepresidenan Tampaksiring, Tampaksiring Palace)
Дворец Тампаксиринг – президентский дворец, также расположенный в деревне Тампаксиринг. Его строительство началось в 1957 году и закончилось через шесть лет. Идея строительства дворца принадлежит первому президенту Индонезии Сукарно. Этим дворцом он хотел продемонстрировать иностранным гостям индонезийскую и балийскую культуры. Также строительство дворца было необходимостью, чтобы в будущем тут могли останавливаться на ночлег государственные гости, королевские особы, главы государств или правительств во время их пребывания на Бали.
Интересно, что, в отличие от других индонезийских президентских дворцов, которые были построены во времена колониального периода Голландской Ост-Индии в колониальном стиле индийской империи, дворец Тампаксиринг был построен после обретения Индонезией независимости (подробно об этом событии вы можете прочитать на странице День Независимости Индонезии) в стиле модернизма в сочетании с элементами балийской архитектуры.
- Часы работы: 07:30-16:00 (понедельник-пятница)
- Адрес: Jalan Dr. Ir. Soekarno, Manukaya, Kec. Tampaksiring, Kabupaten Gianyar
- Сайт: http://isturatampaksiring.istanapresiden.go.id/
Рисовые террасы Тегалаланг (Tegallalang Rice Terrace)
Рисовые террасы Тегалаланг являются одной из самых древних и самых посещаемых достопримечательностей на острове Бали. Считается, что они появились примерно 2 000 лет назад. Однако, по более реалистичным оценкам, их возраст – около 1 200 лет.
Это очень яркое и колоритное место. Миллионы иностранцев приезжают сюда, чтобы просто увидеть традиционные балийские рисовые поля и террасы. Кроме того, здесь практически всегда можно сделать красивые и необычные фотографии. А если вы вдруг проголодаетесь, то прямо возле террас есть несколько кафе и ресторанов, где подают блюда местной или европейской кухни.
- Часы работы: 08:00-18:00 (ежедневно)
- Адрес: Jalan Raya Tegallalang, Tegallalang, Kec. Tegallalang, Kabupaten Gianyar
Фото-спот Алас Харум (Alas Harum Bali)
На Бали очень много смотровых площадок и фотозон. Они разбросаны буквально по всему острову и есть около каждой популярной достопримечательности. Так и фото-спот Алас Харум расположился рядом с рисовыми террасами.
На самом деле, Алас Харум представляет собой небольшой парк с множеством инсталляций и арт-объектов. Особой популярностью здесь пользуются качели с видом на рисовые террасы.
- Часы работы: 07:00-19:00 (ежедневно)
- Адрес: Jalan Raya Tegallalang, Tegallalang, Kec. Tegallalang, Kabupaten Gianyar
- Сайт: http://www.alasharum.com/
Водопад Улу Петану (Ulu Petanu Waterfall)
Этот небольшой водопад спрятан в джунглях, поэтому он только-только начал завоевывать популярность. Цены на вход здесь все еще небольшие, а туристов пока немного.
На самом деле, здесь не один водопад, а целых два. Первый водопад побольше, поэтому и народу здесь много. До него также легко добраться без помощи гида и даже с маленькими детьми. До второго водопада доходят не все. Он невысокий, но тоже достаточно живописный. Однако, чтобы найти его, вам понадобится местный проводник.
- Часы работы: 06:30-17:00 (ежедневно)
- Адрес: Manik Sawang, Jalan Raya Bayad, Kedisan, Tegallalang, Gianyar Regency
О других интересных местах и объектах острова читайте в моем разделе Достопримечательности на Бали.
Советы по посещению храма
Перед тем, как посещать храм Менгенинг, ознакомьтесь с этим разделом. Здесь я оставил несколько рекомендаций и советов по посещению этого места. Мне кажется, они достаточно важные и полезные.
Но прежде всего – общая информация:
- Часы работы храма – 09:00-17:00 (ежедневно)
- Адрес храма – Jalan Tirta No.25M, Sareseda, Tampaksiring, Kec. Tampaksiring, Kabupaten Gianyar
Что касается цен, то они тут следующие:
- Стоимость входного билета для взрослых – 30 000 индонезийских рупий
- Стоимость входного билета для детей – 15 000 индонезийских рупий
- Стоимость парковки – 10 000 индонезийских рупий
- Аренда шкафчика для переодеваний – 10 000 индонезийских рупий
Дополнительно нужно будет заплатить за аренду саронга (добровольное пожертвование). Также вы можете дать вознаграждение гиду, который будет проводить для вас церемонию мелукат.
Вот на что еще стоит обратить внимание перед посещением храма Менгенинг:
- Перед посещением храма внимательно ознакомьтесь с местными правилами поведения (самые важные написаны у входа). Иначе вы рискуете случайно оскорбить прихожан.
- Храм Менгенинг – это не туристический объект, а действующий храм и место для поклонения. Поэтому туристам следует уважительно к нему относиться, чтить культурные и религиозные обычаи и одеваться соответствующим образом.
- Обращайте внимание на все предупреждающие таблички на территории храма. Некоторые из них будут говорить вам о том, куда нельзя заходить.
- Не трогайте здания, предметы или объекты в храме без разрешения смотрителя храма или вашего гида. Ведь то, что может показаться вам совершенно обычным (например, какие-нибудь камни на алтаре), будет считаться очень священным для местных жителей. По этой же причине старайтесь никуда и ни на что не садиться на территории храма.
- Воздержитесь от использования нецензурной или неуважительной речи в храме, поскольку это священное место.
- Женщинам не разрешается входить в храм и в священные зоны на территории храма во время менструации. Это правило важно для поддержания святости храма и обеспечения личной безопасности. Также храм нельзя посещать людям с открытыми кровоточащими ранами.
- При посещении храма старайтесь одеться как можно скромнее, выбирайте юбки или брюки ниже колен. Кроме того, и мужчины, и женщины должны прикрывать плечи и грудь.
- Перед входом в храм надевайте саронг.
- Если вы будете заходить в храм со стороны парковки, то остерегайтесь местных торговцев. Они будут пытаться продать вам саронг втридорога. Однако саронги также можно взять напрокат на территории храма на пожертвования. Это выйдет дешевле.
- Также местные жители около храма будут пытаться продать вам не только саронги, но и прочий хлам. Игнорируйте их и ничего не покупайте. Тут очень сильно завышены цены.
- Зеленые и черно-белые саронги нужны только для посещения храма и молитв. Мочить их нельзя. Для проведения церемонии мелукат вам понадобится оранжевый саронг. За него нужно будет заплатить дополнительно.
- Если вы хотите принять участие в церемонии мелукат, вам нужно будет арендовать оранжевый саронг и шкафчик. Для этого обратитесь к местным работникам.
- Если вы планируете принять участие в церемонии мелукат, не забудьте взять с собой полотенце, купальники и сменную одежду. Для мокрой одежды возьмите полиэтиленовые пакеты.
- Рюкзаки и сумки нужно оставлять за пределами молебника.
- Обратите внимание, что вода в бассейнах храма прохладная и, возможно, вам придется долго в ней стоять в ожидании своей очереди к источнику. Поэтому рассчитывайте свои силы, особенно если у вас есть какие-то заболевания.
- Всегда носите на Бали головные уборы и солнцезащитные очки. Также всегда наносите солнцезащитный крем перед выходом из дома.
- Если вы планируете принять участие в церемонии мелукат, используйте водоотталкивающий солнцезащитных крем.
- Не стесняйтесь просить помощи у местных работников (особенно что касается проведения церемонии мелукат). Они с радостью расскажут вам все нюансы и порядок проведения ритуала.
- Для того, чтобы обезопасить себя от завышенных цен, возьмите в храм вашего друга балийца или местного гида, которому вы доверяете. Он сможет договориться о ценах и даже сделает красивые фотографии. Если что, я тоже могу вам в этом помочь.
- Обязательно возьмите с собой питьевую воду и закуски. Прямо возле храма их негде будет купить.
- На территории храма много крутых и длинных лестниц, поэтому здесь может быть сложно передвигаться пожилым или маломобильным людям, маленьким деткам, беременным женщинам и людям с ограниченными возможностями.
- Помимо крутых лестниц, на территории храма также есть каменные дорожки, на которые часто попадает вода. Из-за этого они становятся скользкими. Будьте аккуратны, ходите медленно, не бегайте по территории храма и надевайте удобную нескользкую обувь.
- Если вы хотите понаблюдать за традиционными балийскими обрядами и церемониями, приходите в храм во время религиозных фестивалей и праздников. Вы станете свидетелем традиционных балийских ритуалов, во время которых местные жители возносят молитвы и делают подношения, создавая незабываемую духовную атмосферу. Однако учтите, что в это время здесь всегда много народу.
- Если вы все же решите понаблюдать за местными церемониями, пожалуйста, соблюдайте при этом дистанцию и не мешайте балийцам проводить их ритуалы! Фотографируйте людей только с их позволения. Будьте тактичны и не нарушайте их личные границы.
- Если же вы хотите посетить храм в тот момент, когда здесь меньше всего людей, приезжайте к самому открытию в будние дни.
- Если вы хотите запечатлеть всю красоту храма и его окрестностей, постараться посетить его рано утром или поздно вечером. В это время тут самое лучшее освещение.
- Учтите, что во время сезона дождей храм немного подтапливается. Поэтому не забывайте зонт и надевайте соответствующую обувь.
Теперь вы знаете все о храме Менгенинг, его особенностях и проводимых здесь церемониях. Надеюсь, мой рассказ поселил в вашей душе желание посетить это место и увидеть все его красоты своими глазами.
Обратите внимание, что на острове Бали есть и другие храмы и религиозные сооружения. Подробнее о них читайте в разделе Храмы на Бали.
Также рекомендую познакомиться с описанием следующих храмов:
- Храм Улун Дану (Pura Ulun Danu)
- Храм Танах Лот (Pura Tanah Lot)
- Храм Бесаких (Pura Agung Besakih)
- Храм Улувату (Pura Luhur Uluwatu)
- Храм Батуан (Pura Desa Batuan)
- Храм Гоа Лава (Pura Goa Lawah)
- Храм Брахмавихара Арама (Brahmavihara Arama)
- Католическая церковь в Паласари (церковь Святого Сердца Иисуса, Sacred Heart of Jesus Catholic Church)
- Комплекс Йех Пулу (Yeh Pulu)
- Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, Lempuyang Temple)
- Храм Гоа Гаджа (Goa Gajah)
- Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul)
- Храм Таман Аюн (Pura Taman Ayun, Taman Ayun Temple)
- Храм Гунунг Кави (Gunung Kawi)
- Храм Пулаки (Pulaki Temple, Pura Pulaki, Pura Agung Pulaki)
- Храм Кехен (Pura Kehen Temple)
- Храм Чанди Тебинг (Candi Tebing, Pura Candi Tebing Tegallingah)
- Храм Сарасвати (Pura Taman Saraswati)
- Храм Улун Дану Батур (Pura Ulun Danu Batur)
- Храм Боробудур (Candi Borobudur, Borobudur Buddhist temple)
- Храм Мендут (Candi Mendut, Mendut Buddhist temple)
- Храм Павон (Candi Pawon, Pawon temple)
- Храм Пунчак Пенулисан (Pura Puncak Penulisan, Puncak Penulisan Temple)
Интересно узнать больше? Читайте раздел Достопримечательности на Бали.