День Картини
День Картини, или День освобождения женщин (Hari Kartini, Kartini Day) отмечают на Бали 21 апреля по григорианскому календарю. Это национальный индонезийский праздник, аналог Международного женского дня.
В этой статье я расскажу вам о том, кто такая Картини, как она боролась за освобождение женщин, а также о том, что происходит на Бали в этот день. В завершение я кратко познакомлю вас с культурным наследием Картини.
История и значение праздника
В Индонезии, как и во всякой мусульманской стране, издревле считали женщину не человеком, а явлением природы. Ее функциями считались рождение и воспитание детей, ведение хозяйства, выполнение всякой работы, требующей выносливости.
Отсюда было и соответствующее отношение. Девочек не обучали грамоте, не разрешали покидать стены дома во избежание соблазнов и порчи. Это заточение называлось «пингитан». Замуж выдавали рано. Зачастую у одного мужчины было несколько жен, особенно, если хозяйство большое и работы много.
Мнение самой невесты никто и не думал спрашивать. Да что там, не требовалось даже ее присутствия: всё решали отец девушки и жених. Ни возраст, ни личные симпатии никто в расчет не брал. Адат – свод жестких правил для мусульман – диктовал такое поведение.
На фоне такой картины жизни однажды появилась девушка, перевернувшая умы яванцев и ставшая впоследствии национальным героем Индонезии. Хотя, не все так однозначно. Давайте разберемся в этой истории.
Раден Адженг Картини
21 апреля 1879 года в деревне Майонг на острове Ява в многодетной семье высокопоставленного чиновника королевских кровей появилась Картини. Ее отец, Раден Мас Адипати Арио Сосронинграт, почти сразу после рождения обожаемой дочки был назначен регентом Джепары (региона Центральной Явы). Ее мать была его первой женой, хотя не главной.
Подросшую девочку отправили на воспитание в голландскую школу. В то время учились грамоте далеко не все дети, но Картини, как потомственной знати, разрешили.
Юная леди легко освоилась в новой среде и завела множество друзей. Одной из ее добрых приятельниц стала Летси, дочь директора школы. Однажды дети разговаривали о своем будущем. И вдруг Картини поняла, что ее близкие видят в ней лишь преобразование из незамужней девушки и знатной барышни Раден Адженг в Раден Аю (это титул женщин, состоящих в браке с мужчинами – потомками яванского короля). Это потрясло ее. Картини решила: во что бы то ни стало, она будет учиться и развиваться дальше. Ограничиваться кухней, детьми и храмом – не для нее.
Удивителен сам факт, как в голову маленькой индонезийской девочки, выросшей в мусульманской стране, легла такая мысль. Это сегодня мы знаем: подлинный феминизм состоит в том, чтобы не принуждать человека любой гендерной принадлежности к тому, что не соответствует его желаниям и устремлениям.
Однако, во избежание недовольства общества, в 12,5 лет родители вернули Картини домой, прервав обучение в Голландии. Теперь девушка, по строгим традициям предков, находилась взаперти в стенах родного дома и чувствовала себя как в заточении.
Она очень много читала и продолжала общаться со своими друзьями из Нидерландов (она в совершенстве овладела голландским языком). Картини отправляла им письма с подробным изложением тягот жизни в стране. Ее занимали не только женские вопросы, но и другие социальные проблемы. Уже достаточно были понятны различия между правами женщин ее родины и европейских стран (да хоть той же Голландии!). Как говорят русские, «небо и земля».
Описания Картини сложного положения женщин Востока были опубликованы на страницах европейской периодики. Основной линией проходил протест против многоженства, принудительных браков в раннем возрасте и бесправия женщин в целом.
Вот, что писала Картини:
«Бог создал женщин, чтобы быть партнерами для мужчин, и их конечная цель в жизни – иметь мужа. <…> Я с радостью заявляю, что абсолютным счастьем женщин на данный момент и в последующие века будет гармонично жить с мужчинами!»
Через несколько лет Картини добилась для себя и своей сестры Рукмини разрешения на продолжение обучения в медицинском училище Джакарты (в то время Батавии). Девушкам была выделена стипендия от Департамента изучения голландского языка.
Одновременно с этим развивались отношения повзрослевшей Картини с богатым яванским герцогом Рембангом, имевшим на тот момент уже три жены. Девушка искренне полюбила просвещенного, умного, тонкого и доброго аристократа. Послушавшись своего обожаемого отца и следуя зову сердца, Картини пожертвовала своей мечтой о дальнейшем обучении и в 1903 году вышла замуж.
Раден Аю Картини
Не бывает худа без добра. Положение замужней дамы давало свои преимущества и больше возможностей для организации движения эмансипации.
Герцог разрешил любимой жене открыть школу, в которой учились бы только женщины (бумипутр). Картини была счастлива. В ее планы входило создать еще несколько подобных учреждений, а также написать книгу.
Картини считала, что просвещение поможет индонезийским женщинам не только узнать жизнь других стран, но и по-новому взглянуть на развитие своей родины. В итоге, они смогут лучше оценить богатство и красоту природы, культуры, истории, осознать свою роль в мировых процессах. Воспитывая детей, мать будет вкладывать в них все, что знает сама, и прогресс станет неизбежностью.
Счастье закончилось неожиданно быстро. Через год после свадьбы Раден Аю Картини родила сына. Все было замечательно, но через 4 дня после родов она умерла.
Существует мнение, что Картини была крайне неудобна голландцам. Они считали, что нелепо обучать «цветных» женщин, ведь потом ими будет сложнее управлять. Плюс, в идеях Картини содержались не только черты феминизма, но и мысли об освобождении Индонезии от колониального гнета в целом. Сохранились неофициальные источники, согласно которым Картини умерла после того, как в задушевной беседе со своим врачом выпила бокал предложенного им вина. Впрочем, правду мы уже вряд ли узнаем. Семья приняла ее смерть как волю всевышнего.
В Индонезии оказалось немало женщин, пожелавших подхватить идеи феминизма. В 1911 году был создан Фонд Картини. При его содействии в 1916 году на Яве была открыта первая школа для девочек. Впоследствии заработало много женских образовательных заведений.
В 1964 году первый президент Индонезии Сукарно объявил 21 апреля – день рождения этой прекрасной женщины – национальным праздником: Днем Картини, или Днем освобождения женщин. Раден Аю Картини посмертно присвоили звание национального героя Индонезии. Ее именем названы школы, а сама она стала символом национального движения.
Далее я расскажу, как отмечают этот праздник в Индонезии и на Бали.
Праздничные мероприятия
Работа в День Картини не прекращается, и это символично. Прекрасный пол всегда умел совмещать труд и отдых.
Активнее всего празднуют День Картини в женских учреждениях и учебных заведениях. Даже в местах заключения отмечают День освобождения женщин.
Индонезийки в этот день одеваются в кебайю: сложное тканевое одеяние, очень красивое и нарядное, хотя и неудобное. На улицах городов проходят парады с плакатами Картини и других знаменитых женщин Индонезии, а также церемонии поднятия государственного флага. Но это, в основном, на Яве – в больших городах типа Джакарты.
На Бали вы сможете увидеть другую часть мероприятий. Они направлены на то, чтобы развивать молодых девушек: воспитывать творческий потенциал с раннего возраста, учить правильно вкладывать деньги, обучать лидерству, общению, навыку публичных выступлений, креативу.
Повсюду проводятся:
- Показы мод
- Тематические конкурсы (кулинаров, парикмахеров, декламаторов)
- Концерты
- Фестивали флористики
- Творческие встречи
- Лекции
- Семинары
- Спектакли
На Бали не такое строгое мусульманство, и стиль мероприятий вполне привычен для европейского туриста. Русским женщинам, на мой взгляд, будет интересно понаблюдать за происходящим в этот день, а что-то увиденное, возможно, занести в свою творческую копилку.
Культурное наследие Картини
Деятельность Раден Аю Картини создала целый пласт культуры Индонезии.
В честь нее создаются:
- Книги
- Песни
- Фильмы
Об этом я расскажу ниже.
Книги
В 1911 году письма девушки ее голландским друзьям были изданы сборником под названием «От тьмы к свету».
Позже вышли другие:
- «Женская жизнь в деревне»
- «Письма яванской принцессы»
Письма издавались в переводе на несколько языков мира: английский, яванский, малайский, сунданский.
Индонезийский писатель Прамоэдья Ананта Тоэр (1925–2006) создал книгу «Называй меня только Картини» («I Kartini only»), собрав данные из многих источников. Им были также созданы и другие произведения о великой яванке: «Коллекция произведений Картини» и «Женщины перед Картини», но, к сожалению, они не сохранились до наших дней (были сожжены армией в октябре 1965 года).
Песня «Ибу Кита Картини»
Письма Картини вдохновили поэтов периода национального возрождения Индонезии на создание песни. На русский язык название переводится как «Наша мать Картини». Весь праздничный день 21 апреля повсеместно звучит ода нежной, но сильной женщине, по-матерински любящей своих соотечественниц. В наши дни песня популярна на всех островах архипелага.
Вот отрывок из нее:
Наша мать Картини – настоящая принцесса,
Индонезийская принцесса.
Восхитительное имя!
Наша мать Картини – воин нации,
Борец за независимость своего народа.
Поем о нашей матери Картини,
Благородной дочери страны,
Великие мечты которой
О свободном будущем мы помним и храним.
Фильм «Картини»
Кроме того, по мотивам трудов Картини был поставлен фильм. Картина первоначально выпущена в 1982 году, а в 2017 вышел ремейк. Это биографическая драма, пронизанная уважением и любовью к главной героине. Второй фильм создан в современных традициях, его с удовольствием смотрит молодежь.
Противоречия Дня Картини
Современные феминистки Индонезии не в восторге от проведения Дня Картини. Великая просветительница вела борьбу с господством мужчин и унижением женщин, а сегодня ее праздник превратился в демонстрацию как раз женственности, и только. Интересно также, например, что единственный внук Картини не афиширует свое родство со знаменитой бабушкой. Причины разбирать мы не станем, так же как и критиковать его.
Есть сведения, что День Картини намерены отменить как самостоятельный праздник и присоединить его ко Дню Матери, который отмечают 22 декабря. Мотивы таковы, что в Индонезии есть и другие героические женщины, например, Кат Ньяк Дхиен, Деви Сартика, Марта Кристина Тиахаху. Кроме того, борьба Картини велась только в Джепаре и Рембанге и не охватывала всю страну, а также не включала в себя противостояние колонизаторам.
Среди просвещенной молодежи распространено мнение, что Картини значительно опередила свое время. Ее интерес к западной модели жизни сочетался с глубоким уважением к своей нации и древним обычаям. Она видела борьбу не в революционном восстании, а в убеждении силой мысли. Также существуют данные, что Картини была приверженцем известного ученого К. Салеха Дарат ас-Самарани (1820-1903), проповедовавшего ислам. Таким образом, суть ее идей – многогранное взаимодействие между восточными религиями, ценностями западных культур и развитием государства.
Раден Аю Картини – национальная фигура с транснациональным умом. Очень жаль, что она так мало успела сделать за свою жизнь. Но движение к гармоничному прогрессу общества начато, и пусть медленно, но оно неизбежно.
О других праздниках читайте на странице Праздники на Бали