Показать карту
достопримечательности
Показать на карте

Храм Павон

Храм Павон (Candi Pawon, Pawon temple) – небольшой буддийский храм в деревне Ванурехо в Центральной Яве. На первый взгляд он не производит впечатление какого-то исторического места. У него даже нет собственной огороженной территории. Однако этот храм был построен аж в IX веке. Он также является частью храмового комплекса Боробудур, который в 1991 году был включен в число культурных памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.


В этой статье я опишу для вас храм Павон, его архитектуру и некоторые особенности. Вы узнаете, когда и кем он был построен, что его окружает и какие интересные объекты находятся поблизости. В конце статьи я разместил несколько полезных рекомендаций по поводу посещения этого места.

Описание храма Павон

Прежде чем я начну свой рассказ о храме Павон, я хочу еще раз обратить ваше внимание на тот факт, что храм Павон относится к храмовому комплексу Боробудур. Также в понятие «Храмовый комплекс Боробудур» входят храмы Боробудур (Candi Borobudur) и Мендут (Candi Mendut). Если посмотреть на карту, эти три сооружения буквально находятся одной линии. Все они имеют схожую архитектуру и орнамент и были построены примерно в одно и то же время. Вероятнее всего, раньше эти храмы образовывали собой священное единство. По крайне мере, между ними точно существовали взаимные религиозные отношения, и, возможно, их также связывали какие-то общие ритуалы.

Кстати, существует мнение, что храм Павон в свое время был частью храма Боробудур. Однако такая точка зрения не очень популярна среди археологов и почитателей яванской культуры.

В целом же храм Павон – самый небольшой из трех храмов. Информации и каких-либо научных исследований о нем совсем немного.

Для вашего удобства, я разделил его описание на несколько тематических блоков:

  • Географическое расположение храма
  • Его название
  • Его внешний вид и архитектурные особенности
  • Территория вокруг храма

Давайте разбираться с этим местом по порядку.

Географическое расположение храма

Храм Павон расположен в центральной части острова Ява, в регентстве Магеланг, в округе Боробудур, в деревне Ванурехо. Он находится в 26 километрах от города Джокьякарта и в 72 километрах от города Семаранг (столицы Центральной Явы). Он расположен на плодородной вулканической равнине Кеду. Второе ее название – равнина Боробудур. Однако ранее ее называли «Садом острова Ява». Все дело в том, что, во-первых, эта равнина всегда была плодородной, и во-вторых, ранее эта равнина на протяжении более тысячи лет была местом процветания яванской цивилизации и культуры. Здесь правили такие династии как Шайлендра и Санджая.

Соседствует равнина Кеду с равниной Кеву. Последняя также известна как равнина Прамбанан. Как вы можете догадаться, она славится тем, что на ней находится крупнейший в Индонезии индуистский храмовый комплекс Прамбанан (Candi Prambanan).

Если говорить и дальше об интересном соседстве, то со всех сторон равнина Кеду окружена горами и вулканами:

  • Горным хребтом Меноре на юге
  • Холмом Тидар на севере
  • Вулканами-близнецами Мербабу и Мерапи на северо-востоке
  • Вулканами-близнецами Синдоро и Сумбинг на северо-западе

Кроме того, на равнине Кеду находится слияния двух рек – Прого и Эло. Река Прого протекает рядом с храмом Павон.

Как я уже писал выше, если посмотреть на карту, то можно заметить, что храмы Боробудур, Мендут и Павон построены рядом друг с другом и находятся на одной линии.

Расположены они в следующем порядке (слева направо):

При этом расстояние от храма Павон до Боробудура примерно 1,8 километров, а от Павона до Мендута – где-то 1,1 километр. Отсюда следует, что расстояние между крайними храмами Боробудур и Мендут – около 2,9 километров.

Согласно некоторым местным легендам, в древние времена от Боробудура до Мендута была проложена кирпичная дорога, с обеих сторон скрытая стенами. Этот каменный проход позволял быстро перемещаться из одного храма в другой и совершать определенные религиозные ритуалы.

Название храма

К сожалению, до наших дней не дошло ни одного письменного источника о происхождении названия храма Павон. Также неясно, называли ли как-то иначе этот храм в древности.

Вообще на яванском языке «Павон» означает «кухня». Однако голландский ученый и археолог по имени Йоханнес Гейсбертус де Каспарис выдвинул теорию о том, что слово «Павон» восходит к яванскому слову «awu», которое переводится как «пыль». Приставка «pa-» и суффикс «-an» указывают на место.  Отсюда можно сделать вывод, что, вероятнее всего, этот храм был построен как гробница или погребальный храм (то есть место, где хранится пыль или чей-то прах). Однако кто именно здесь похоронен и был ли похоронен в принципе, до сих пор неизвестно. По одной версии, тут мог быть похоронен царь Индра из яванской династии Шайлендра. По другой версии, он похоронен в храме Мендут.

Второе название этого храма – Баджраналан (Bajranalan). Так Павон называют местные жители. Слово «Баджраналан» происходит от двух санскритских слов: «vajra», что переводится как «гром», «удар громка» или «буддийский церемониальный инструмент», и «anala» – «огонь» или «пламя».

Внешний вид храма и его архитектурные особенности

Внешне по своей форме Павон похож на Мендут, однако имеет намного меньший размер. Он также стоит на квадратном основании шириной 10 метров и высотой 1,5 метра. Храм слегка обращен на северо-запад. Каждая сторона его лестницы и верхняя часть ворот украшены резными изображениями морского существа макара. В индуистской мифологии так называют морское существо, которое выглядит как наполовину наземное животное (олень, слон, варан), а наполовину – водное (рыба, дельфин, крокодил). Макара часто встречается в украшении классических яванских храмов.

В целом Павон имеет более стройную и вытянутую форму, в основном свойственную индуистским храмам. Материалом, из которого возводили Павон, является андезит. Это прочная магматическая горная порода, которую раньше добывали из русла реки Прого. Главными особенностями андезитовой породы является ее прочность, устойчивость к механическим нагрузкам, способность выдерживать температурные перепады, палящее солнце и проливные тропические дожди. Эти особенности обусловлены происхождением породы – она образовалась в результате застывания лавы или магмы на земной поверхности или вблизи нее.

Отмечу также, что на индонезийском языке храм Павон называют чанди (candi). Этот термин обозначает оригинальные индуистские или буддийские храмы средневекового периода в Индонезии. В их внешнем виде можно заметить влияние архитектурных канонов Индии, которые гармонично наложились на местные архитектурные правила.

Архитектурно здание храма Павона можно условно разделить на три части:

  • Основание
  • Тело
  • Крыша

Конечно, здесь деление на части не так сильно выражено, как у храма Боробудур, однако тоже имеет место.

Основание храма представлено монолитным квадратом. Оно украшено вырезанными в камне цветами и виноградных лозами.

Внешняя стена Павона в теле храма украшена рельефами с разными изображениями и мотивами. Так, например, тут высечены бодхисаттвы (так называют людей, стремящихся к просветлению и состоянию Будды). Здесь же на внешней стороне есть изображения дерева жизни калпатару, растущего в вазе. Вокруг дерева стоит несколько горшков с деньгами. Также на северной и южной стенах храма находятся одинаковые рельефы с существами с человеческими головами и птичьими телами. Их называют киннара.

Вход в храм расположен с западной стороны. Дверной проем украшает макара без нижней челюсти. Лестница, ведущая в храм, оборудована лестничными перилами с резьбой на наружной стене. У подножия лестницы можно заметить поврежденный орнамент в виде головы дракона.

Кроме того, на передней стене храма, к северу и югу от входа, расположены ниши с резными изображениями Куберы в стоячем положении. Это одноглазый бог богатства из индийской мифологии. Резьба к югу от двери повреждена, и ее первоначальная форма больше не видна. Резьба к северу от двери относительно целая, разрушена только голова Куберы.

Крыша храма имеет квадратную форму. Ее венчают пять небольших куполов, украшенных резьбой с каждой стороны. Верх крыши украшен куполом большего размера.

Внутри храма Павон пустая комната. Ее размеры – 2,65 на 2,64 метра. Высота комнаты – 5,2 метра. Там ничего нет, кроме небольших прямоугольных окон, предназначенных для вентиляции. Также характерные следы на полу указывают на то, что в этом храме, скорее всего, когда-то была статуя. Исследователи склоняются к тому, что здесь стояла бронзовая статуя бодхисаттвы. Однако никаких доказательств этому нет.

Что касается каких-либо ритуалов, проходящих в храме Павон, то самые крупные религиозные мероприятия здесь проводятся во время буддийского праздника Весак. Иначе этот день называют днем рождения Будды. Он обычно выпадает на май или июнь (согласно лунному календарю). В этот день в храмовом комплексе Боробудур собирается много паломников, буддистов, фанатов и простых наблюдателей. Празднование сопровождается массовой буддийской молитвой и ритуальной церемонией, во время которой паломники проходят через Мендут и Павон до Боробудура, обходя при этом каждый храм.

Территория вокруг храма

У храма Павон почти нет своей огороженной территории. Он находится прямо среди жилых домов на крошечной площади, вымощенной серым кирпичом. Вокруг него расположилось несколько хостелов, сувенирных лавок и магазинов. Прямо напротив храма находится кофейня, в которой можно попробовать кофе лювак. Места для парковки тут очень мало.

Теперь вы знаете, что из себя представляет храм Павон. Далее я коротко расскажу вам о его истории.

История храма

Доподлинно неизвестно, зачем, когда и кем именно был построен храм Павон. Как и его «собратья-храмы» Боробудур и Мендут, Павон возвели во времена правления династии Шайлендра в IX веке. Судя по деталям и стилю резьбы, этот храм немного старше Боробудура и чуть младше Мендута. Вероятнее всего, Павон был промежуточной точкой в буддийских ритуалах, предполагающих движение между тремя храмами. Также существует мнение, что этот храм служил местом очищения ума перед восхождением на Боробудур.

Главным архитектором храма Павон называют Гунадхарма. Говорят, он же построил храмы Боробудур и Мендут. Однако доподлинно неизвестно, существовал ли этот человек на самом деле, так как никаких исторических сведений о его жизни нет. Но, согласно яванским сказам и легендам, этот человек приехал на Яву из Индии. После того, как он построил Боробудур (главное сооружение своей жизни), он сильно устал и уснул недалеко от этого храма. Спал Гунадхарма так долго, что со временем его тело превратилось в горный хребет Меноре. И действительно, если смотреть на эти горы со стороны Боробудура, то они и правда напоминают тело лежащего человека. И теперь архитектор вечно наблюдает за своим творением.

Как я уже отмечал выше, раньше на равнине Кеду находился центр яванской цивилизации и культуры. В то время в этих местах правили такие династии как Шайлендра и Санджая. Однако где-то между 928 и 1006 годами местные жители покинули эти места. Согласно некоторым источникам, как раз в это время король Мпу Синдок, последний король династии Санджая, перенес центр яванской цивилизации и центр королевства Матарам из Центральной Явы в Восточную, в долину реки Брантас. Скорее всего, причиной тому послужил вулкан Мерапи. Это действующий вулкан и до сих пор один из самых активных в Индонезии. Его высота – 2 910 метров над уровнем моря. С санскрита «Мерапи» переводится как «огненная гора». Вероятнее всего, такое название вулкану дали из-за его постоянной активности. Он регулярно извергается. Небольшие его извержения происходят каждые 2-3 года, а более крупные – каждые 10-15 лет. Кроме того, над вершиной вулкана часто можно увидеть дым, поднимающийся из жерла.

Согласно некоторым ученым, изучавшим отложения вулканического пепла в Центральной Яве, одно из сильнейших извержений вулкана Мерапи произошло в начале XI века, ориентировочно в 1006 году. В результате этого извержения вся центральная часть Явы – в том числе и храм Боробудур, и храм Мендут, и храм Павон – покрылась толстым слоем вулканического пепла. Люди спешно покинули эти земли, оставив свои дома и храмы пустыми. Периодические извержения Мерапи продолжали засыпать Центральную Яву все больше и больше. С каждым извержением слой пепла увеличивался. Под ним было погребено все вокруг. И со временем на плодородной вулканической почве выросли целые джунгли, скрывшие храмовый комплекс. И вот так храмы Боробудур, Мендут и Павон канули в небытие на целых 800 лет.

Храм был повторно открыт в середине XIX века голландскими исследователями. Для того, чтобы его выкопать, археологам пришлось рубить джунгли и копать вулканическую почву. Полная очистка и восстановление храма Павон закончились в 1903 году.

В 1975 году правительство Индонезии и ЮНЕСКО начали полную масштабную реконструкцию храма Боробудур в рамках большого проекта. Когда работы были закончены, в 1991 году на пятнадцатой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО храмы Боробудур, Мендут и Павон как единый храмовый комплекс Боробудур были признаны памятником Всемирного наследия. В списке этот объект значится под номером №592. Отмечу, что в эту же сессию в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО также был включен храмовый комплекс Прамбанан (Candi Prambanan, Prambanan Buddhist temple), который находится на соседней равнине.

В следующем разделе я опишу для вас дорогу до храма.

Как добраться до храма

Добраться до храма Павон можно несколькими способами.

Это можно сделать:

  • На общественном транспорте из Джокьякарты
  • На такси из Джокьякарты
  • В составе организованной экскурсии
  • С индивидуальным гидом

Первый способ хоть и считается самым недорогим, но связан с некоторыми неудобствами. Во-первых, автобусы и прочий общественный транспорт ездят строго по расписанию. В случае чего, водители не будут ждать задержавшихся туристов. Во-вторых, от автобусной станции Боробудур, расположенной по адресу Jalan Pramudyawardhani No.19A, Dusun XV, Borobudur, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang, нужно идти еще около 1,1 километра до храма Павон. В-третьих, автобусы не всегда бывают чистыми и комфортными. Они также могут сломаться и вообще не прийти на станцию.

Второй способ – такси – подходит лишь для туристов, которые остановились в Джокьякарте. Он считается достаточно дорогим. Также вы можете столкнуться с проблемой обратного трансфера. Ведь таксисты не будут ждать именно вас около храма, а уедут обратно с другими туристами.

Под «составом организованной экскурсии» я подразумеваю большие туристические группы, сопровождаемые одним гидом. Чаще всего эти группы собираются либо в одном отеле, либо из путешественников одного туроператора. У таких экскурсий есть как плюсы, так и минусы. Например, они стоят относительно недорого. Также для организованных групп заказывается отдельный большой автобус. К минусам такой экскурсии я бы отнес малую вовлеченность гида в путешествие и отсутствие индивидуального подхода к каждому человеку и его нуждам.

Если же вам в путешествии важны личный контакт с вашим сопровождающим, если вы любознательны и хотите в поездке задавать любые вопросы вашему гиду, если вы хотите узнать больше, чем обычное описание храма и если вы прежде всего цените комфорт, я рекомендую вам обращаться к частным гидам. Например, вы можете обратиться за помощью ко мне. Я организую для вас экскурсию к храму Павон в лучшем виде и с учетом ваших пожеланий. Я также помогу вам с организацией поездки к храму Павон с острова Бали. Плюс, если вы захотите, в рамках этой экскурсии мы посетим с вами не только этот храм, но и другие достопримечательности, расположенные поблизости. Их список мы составим с вами индивидуально, исходя из ваших пожеланий.

Информацию о том, как со мной связаться, вы можете найти на странице Контакты.

Со списком моих экскурсий – в основном по острову Бали – читайте в разделе Экскурсии.

Также вы можете прочитать о моих услугах на странице Такси на Бали.

Что посмотреть рядом

Храм Павон обычно посещают как одну из достопримечательностей, расположенную вблизи храмов Боробудур и Мендут. Ехать в эти края целенаправленно только к храму Павон, честно говоря, не имеет смысла – он не настолько привлекателен и неповторим. Поэтому ниже я коротко расскажу вам еще о некоторых интересных объектах, расположенных поблизости.

Музей Хаджи Видаята (Museum Haji Widayat)

Этот художественный музей посвящен жизни и творчеству индонезийского художника Хаджи Видаяту. В основном он работал в жанре живописи и рисовал прекрасные индонезийские пейзажи. Интерес к искусству у Хаджи пробудила его мать, которая всю жизнь занималась батиком.

  • Адрес: Jalan Soekarno Hatta No.32, Sawitan I, Sawitan, Kec. Mungkid, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 08:00-16:00 (вторник-воскресенье)
  • Стоимость входного билета: 100 000 индонезийских рупий для иностранцев (к слову, для индонезийцев билет стоит 30 000 индонезийских рупий)
  • Телефон: +62293788251
  • Сайт: https://museumhajiwidayat.com/

Художественная галерея Limanjawi (Limanjawi Art House)

Это место – и художественная галерея, по которой вы можете погулять, наслаждаясь необыкновенными произведениями искусства от разных мастеров и фотографируя их, и кафе, где вы можете вкусно перекусить. Обратите внимание, что владелец Limanjawi – настоящий японец. Поэтому здесь вы сможете попробовать настоящие японские блюда с аутентичным вкусом. Также вы сможете насладиться прохладой, гуляя по тенистой территории галереи.

  • Адрес: Tingal kulon, Wanurejo, Borobudur, Dusun 1, Wanurejo, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 08:00-20:00 (ежедневно)
  • Телефон: +6281328432077
  • Сайт: https://www.instagram.com/limanjawiarthouse

Храм Нгавен (Candi Ngawen)

Храм Нгавен находится в 5,9 километрах от Мендута Это бывший храмовый комплекс, который раньше состоял из 5 сооружений. До наших дней тут сохранился лишь один небольшой буддийский храм. Остальные здания представляют собой руины, находящиеся в процессе восстановления.

Обратите внимание, что если провести на карте прямую линию, то храм Нгавен окажется на одной линии с храмами Боробудур, Мендут и Павон.

  • Адрес: 97WC+8XC, Unnamed Road, Ngawen, Kec. Muntilan, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 08:00-16:00 (ежедневно)
  • Вход в храм свободный

В завершении статьи я дам несколько полезных советов по посещению храма Павон.

Советы по посещению храма

Храм Павон посещают намного реже, чем храмы Боробудур и Мендут. Однако если вы все же соберетесь приехать к нему, обязательно прочитайте мои советы ниже.

Но прежде всего – общая информация:

  • Адрес храма: 96V9+GRV, Brojonalan, Dusun 1, Wanurejo, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang Tengah
  • Часы работы: 07:00-16:00 (вторник-воскресенье; перерыв с 11:00 до 12:00)
  • Стоимость входного билета: 10 000 индонезийских рупий (билет покупается один раз для посещения сразу двух храмов – Павон и Мендут)

Вот что еще важно знать перед посещением храма:

  • Обратите внимание на перерыв в работе храма.
  • Также я еще раз акцентирую ваше внимание на том, что храм Павон закрыт для посещения в понедельник. В этот день недели также закрыт для туристов храм Боробудур. Поэтому планировать свою поездку на понедельник в эти места не стоит.
  • Не входите в храм Павон в открытой одежде. Ваши руки, грудь и ноги должны быть прикрыты.
  • Лучше всего посещать храм Павон утром в будний день. В это время здесь меньше всего туристов.
  • На территории храмов Боробудур, Мендут и Павон туристам не разрешается употреблять еду и напитки, курить, выбрасывать какой-либо мусор, взбираться на стены храма, прикасаться к рельефам, писать что-то на камнях, запускать дроны, употреблять пищу. Также посетителям не разрешается приходить в храм с домашними животными и приносить с собой оружие.
  • Если вы купили билет при посещении храма Павон, обязательно сохраните его. По этому билету вы сможете бесплатно посетить храм Мендут (и наоборот).
  • Во многих источниках в интернете написано, что внутри храма Павон есть бронзовая статуя. Но это не так.

Посещение храма Павон не займет у вас много времени. В этом храме нет столь же интересных барельефов, как в храме Боробудур, или статуй, как в храме Мендут. Однако это место стоит посетить хотя бы для того, чтобы прикоснуться к яванской и буддийской истории. А я с радостью помогу вам и сделаю ваше путешествие максимально комфортным и незабываемым.

Показать на карте
Читайте также
Бедугул

Восхождение на Батур
Дайвинг на Бали

Показать ещё