Католическая церковь в Паласари
Католическая церковь в Паласари (церковь Святого Сердца Иисуса) построена в средине прошлого века. Она расположена на территории христианской деревни Паласари, на западной оконечности Бали, в округе Джембрана. Проект создали местные архитекторы, здание сочетает неоготический и традиционный балийский стили. На сегодняшний день это самая большая и центральная католическая церковь на острове.
В этой статье я расскажу об истории христианства и католической миссии на Бали. Вы узнаете, как возникла община в Паласари, кто построил здесь церковь. Я детально опишу внешний вид храма снаружи и внутри, особенности местных христианских праздников и церковной службы. В конце вы можете найти детальное описание маршрута от Денпасара к деревушке Паласари, список достопримечательностей, которые можно увидеть рядом. В завершении я дам несколько полезных советов, которые могут пригодиться при посещении храма.
История христианства на острове
Миссионерская деятельность на острове была не слишком успешной. До сих пор здесь насчитывается всего 2% христиан. В Индонезии приверженцев этой религии около 15%. Такая низкая популярность христианства связана, скорее всего, с колонизацией. Эта религия стойко ассоциировалась у балийцев с завоевателями.
Местные жители на протяжении веков оставались верны индуизму, сопротивлялись исламу; христианство не могло ничего дать им ни с моральной, ни с культурной точки зрения. Индуизм на острове неразрывно связан с повседневной жизнью, отношениями между членами общины, каждое действие основывается на ритуале. Христианство слабо вписывалось в эту систему, грозило разрушить идентичность и традиционный уклад балийцев.
Первый миссионеры приехали на Бали в 1838 году. Это был англиканский священник преподобный Эннис. Его деятельность не была слишком успешной, и вскоре он вернулся домой. В 1865 году голландское колониальное правительство открывает протестантскую миссию в Сингарадже. Через год один из священников, преподобный ван Экк, сумел обратить в христианство первого балийца, своего слугу Gusti Wayang Nurat Karangasem. После крещения он получил имя Никодемус или Никодим.
Приемник голландского священника, преподобный де Врум, был окрылен успехом своего предшественника. Ему хотелось обратить в христианство все больше людей. Он постоянно давил на своего слугу, чтобы тот убеждал своих соплеменников принять крещение. Но Никодемус был выгнан из общины, его считали мертвым даже родные. Не выдержав давления со стороны священника, тоскуя по своему дому, Никодемус решился на отчаянный шаг. В 1891 году он убил де Врума и вернулся к индуизму, за что был казнен в Джакарте.
После этого случая миссионерская деятельность на острове была запрещена на некоторое время колониальной администрацией. Повторные разрешения выдавались в 1901, 1920, 1924 и 1930 годах. Но особого успеха проповеди не имели. Балийцев, которые принимали христианство, выгоняли из общин, от них отказывалась даже их семья, нередко они подвергались насилию. Христианским семьям запрещалось хоронить своих родственников на общих кладбищах.
В 30-х годах, во время экономического кризиса, американские миссионеры пошли на хитрость, сказали, что христианам не нужно будет платить налоги. При этом использовалась упрощенная формула принятия новой религии, достаточно было сказать: «Я верю в Иисуса» — и тебя уже считали христианином. Если веру принимал глава семьи, автоматически в нее записывали всех ее членов. Это имело некоторый успех, но обман вскоре раскрылся. Правительство не давало никаких послаблений для крещеных семей. Тогда они начали массово возвращаться в индуизм.
Современное положение христиан на острове
Еще в начале ХХ века большинство христиан на Бали являлись европейцами, американцами, австралийцами или китайцами. Сейчас это, в основном, местные жители. Положение христиан в Индонезии не самое лучшее. Страна находится на 46 месте в мире по уровню угрозы для представителей этой религии, то есть входит в 50 самых опасных стран для христиан. В основном преследования наблюдаются в регионах, где большинство населения — мусульмане. Но случаи нетерпимости встречаются и среди индуистов.
Некоторые христианские общины на острове фиксировали в последние годы случаи нападений. Большинство членов этих общин совсем недавно приняли крещение и нередко сталкиваются с противодействием своих родственников и соседей. Отмечается, что правительство прилагает слишком мало усилий, чтобы их предотвратить. Также христиане жалуются, что зарегистрировать общину и открыть церковь им намного труднее, чем мусульманам или индуистам.
Несмотря на существующие проблемы, по сравнению с другими регионами Индонезии, на Бали отношение к представителям других религий более толерантно. Многие христиане приезжают сюда из других частей страны, спасаясь от агрессивного исламского окружения. На острове есть католические церкви, много протестантских и даже православная миссия вблизи Сингараджи.
Западная часть острова – это своеобразный плавильный котел. Сюда прибывают мигранты со всей Индонезии. Культуры и религии здесь перемешаны больше, чем в центральных или восточных районах. Необходимость жить вместе на небольшой территории воспитывает в людях большую толерантность и терпимость друг к другу. Потому и христианские общины в этой части острова чувствуют себя в безопасности.
История общины в Паласари
История общины деревушки Паласари на самом деле начиналась в Денпасаре, а точнее в селении Тука поблизости столицы. В 1936 году сюда приехал католический священник Саймон Буйс, член миссии Verbi Societas Divini. Эта миссия придерживалась принципа интеграции проповедников в местную культуру и обычаи. Отец Саймон хорошо выучил индонезийский и балийский языки, традиции, близко познакомился с жизнью местных общин. Через три года его приход насчитывал несколько десятков верующих, почти все жители Тука стали христианами. Католическая община в этом селе существует до сих пор.
Приблизительно в то же время на острове начала работать китайская протестантская миссия. Пастыри и новообращенные довольно агрессивно выступали против индуистов, называли их храмы дьявольскими, призывали разрушать алтари и осуждали религиозные практики. Это вызвало напряжение в обществе, нередко случались нападения на христиан. Чтобы навести порядок, правительство решило отправить протестантов в западную часть острова, выделив им землю в глухом районе, среди джунглей.
Отец Саймон Буйс также беспокоился о безопасности и даже жизни своих прихожан. Он попросил у администрации выделить им небольшой участок в любой части острова, чтобы основать там общину и построить церковь. К его словам прислушались и в 1940 году позволили поселиться общине на западе, рядом с деревней протестантов, выделив 200 га земли среди леса. Священник и 24 члена общины 6 сентября 1940 года отправились на свое новое место жительства, за 120 км от Денпасара. Весь путь люди шли пешком. Он стал настоящей крестной дорогой, к цели дошло только 18 человек.
На участке, выделенном общине, росло очень много мускатных деревьев. Именно потому католическую деревню назвали Паласари. Слово «pala» означает «мускатный орех», а «sari» — сущность. Сначала прихожане построили совсем небольшой храм, так как община была очень маленькой и не имела денег. В 1942 году, когда Бали завоевали японцы, отец Саймон Буйс был арестован и увезен на остров Сулавеси. Он вернулся уже после войны, в 1946 году. На его удивление община за эти годы выросла и насчитывала 96 семей.
Когда Индонезия провозгласила независимости, отец Саймон попросил у правительства подтвердить католической общине права на землю, которую они занимали. Просьбу удовлетворили, и деревня Паласари продолжила свое существование. Отец Саймон Буйс умер 25 августа 1960 года в Нидерландах. Его миссия продолжается до сих пор, а одна из улиц в деревне названа его именем.
В 2002 году в Паласари насчитывалось 319 семей и 1382 жителя, в конце 2006 года их численность возросла до 331 семьи (около 1400 человек). На сегодняшний день это самая большая католическая община острова. Количество верующих могло быть еще выше, если бы часть жителей не уехала на Сулавеси и Суматру в рамках правительственной миграционной программы.
Описание церкви
Современный католический храм в деревне Паласари строился в 1954-58 годах прошлого столетия. К тому моменту старая церковь обветшала и не помещала всех верующих. Инициатором строительства стал священник Игнацио де Вриезе. Он придумал основную концепцию здания, а воплотить ее помогли два балийских архитектора – Ida Bagus Tugur из Денпасара и I Gusti Nyoman Rai из Куты. Завершилось строительство 13 декабря 1954 года. Церкви присвоили имя Святого Сердца Иисуса или Hati Kudus Yesus на местном языке.
Церковь стоит в центре деревни, здание имеет форму креста. В архитектуре удивительным образом соединились неоготический и местный балийский стили. При создании проекта использовалась концепция трех мандал, как в индуистском храме. Внутрь территории ведут традиционные балийские ворота, такие можно увидеть во всех местных храмах. Отличие лишь в том, что здесь ворота украшены крестами. Три купола церкви символизируют Святую Троицу, они имеют форму башен меру, как у многоуровневых индуистских храмов.
Купола сделаны из пальмовых волокон черного цвета, удачно оттеняют белый кирпичный фасад. Стены украшает красивая традиционная балийская резьба на сером камне. Семь крестов на фасаде символизируют Семь Церковных Таинств. Внутри можно увидеть сводчатый потолок, укрепленный массивными деревянными балками. Большие окна обеспечивают мягкое естественное освещение в церкви. Возле алтаря, фигурок Марии и Иисуса стоят такие же зонтики, как во многих индуистских храмах. Некоторые фигурки ангелов одеты в традиционные балийские наряды.
Территория и окрестности
Храмовая территория очень зеленая. Газоны с яркой зеленой травой аккуратно подстрижены, во дворе растут пальмы, жасмин и другие растения. Слева от церкви расположена сельская площадь и зал для собраний. С правой стороны находится дом священника. Рядом местные жители продают маленькие фигурки Иисуса. Улицы деревни очень чистые и ухоженные, выложенные каменными плитами, по бокам тротуаров стоят каменные кадки с цветами. В селении функционирует рынок, где можно купить продукты и маленькие сувениры. Также здесь работает завод, на котором производят пальмовый сахар.
Приблизительно в 100 метрах от церкви есть пещера Марии, место паломничества многих индонезийских христиан. Это небольшое углубление в скале, в котором стоит фигурка Девы Марии. Создана пещера в 1962 году, с того времени люди приходят сюда, чтобы просить об исцеления. Иногда пещеру называют маленьким Лурдом, по аналогии с чудодейственным источником и местом явления Девы Марии во Франции. Рядом стоит распятие, а по дороге можно увидеть станции Крестного пути. С левой стороны от пещеры – сельское кладбище. Окружают пещеру зеленые холмы, покрытые лесом и буйной тропической растительностью.
Возле входа можно увидеть неоготическую арку. Стиль уже меньше напоминает балийский, похожие арки можно увидеть в Испании, Италии, Франции или любой другой западноевропейской стране. В верхних нефах вырезаны барельефы, изображающие библейские сцены – Благовещение, Рождество и Крещение Иисуса. В боковых арках стоят фигуры апостолов, а сверху ворота украшают ангелы. Рядом есть небольшой памятник основателю деревни, отцу Саймону Буйсу. Построили его в 1983 году, 15 сентября 2008 года скульптуру благословил посол Ватикана в Индонезии Леопольд Гирелли.
Местность возле деревни Паласари холмистая, хорошо подходит для пеших прогулок. Здесь иногда проводят экстремальные гонки на мотоциклах и автомобилях. На горных склонах раскинулись рисовые террасы, так что можно устроить себе маленькую экскурсию и посмотреть, как растет эта традиционная азиатская культура.
Традиции села Паласари
Еще Саймон Буйс старался быть поближе к людям, которым проповедовал Евангелие, больше узнать об их жизни. Он не отбрасывал местных традиций, просто интегрировал их в христианскую религию. Потому обряды в общине Паласари очень интересные. Например, церковные гимны они поют под классические балийские инструменты гамеланы, мелодия песнопений иногда напоминает мантры джайя. Служба ведется на балийском языке, чтобы ее слова были понятны прихожанам.
На Рождество церковь украшается бамбуковыми арками, как индуистские храмы. Верующие приходят на молитву в такой же одежде, как их соседи индуисты. Например, мужчины повязывают на голову уденг, надевают юбку камен и рубашку баю сафари. Женщины на службу приходят в кебая (обтягивающие блузки) и камен, а по праздникам носят традиционные желтые шарфы. Используются в храмовых церемониях балийские танцы. Только сцены разыгрываются не из Рамаяны или Махабхараты, а из Евангелия. На праздники в деревне готовят традиционные балийские блюда.
Соседняя протестантская община долгое время противилась адаптации в христианский обряд местных обычаев. Но в 1972 году и они последовали примеру соседей католиков из Паласари, как и другие группы протестантов на острове. Это способствовало тому, что христианство стало принимать чуть больше людей, хотя большой популярности эта религия здесь до сих пор не имеет. Многих индуистов возмущает то, что католики и протестанты используют в своих служениях их традицию. Иногда возникает напряжение между общинами. Но в западной части острова конфликты редки, здесь выше уровень толерантности.
Как добраться до Паласари
Общественный транспорт в Паласари не ходит. Так что лучше всего арендовать машину. Находится деревня на расстоянии около 115 км от Денпасара, дорога займет приблизительно 3 часа. Стоит учесть, что на дороге в сторону города и порта Гилиманука нередко бывают пробки. Потому время следует рассчитывать с запасом.
Подробный маршрут к церкви в Паласари из Денпасара:
- Выезжайте из Денпасара в северо-западном направлении, после этого двигайтесь на запад по Jl. Raya Denpasar – Gilimanuk
- Почти сразу после выезда из города будет маленький перекресток с алтарем посредине, продолжайте здесь двигаться прямо
- Проехав 4 км, вы окажетесь на кольце с памятником в центре, двигаясь прямо, вы выедете на Jl. Dr. Ir. Soekarno
- Еще через 4 км будет небольшое кольцо с высоким белым алтарь и разными фигурами на нем, в этом месте тоже поезжайте прямо, по Jl. Raya Denpasar – Gilimanuk
- Еще через несколько минут вы попадете на развилку перед въездом на мост, продолжайте здесь двигаться прямо (или по левой улице)
- Проехав еще пару километров, вы попадете на развилку перед мостом, здесь нужно въехать на мост и продолжать двигаться прямо
- Через несколько сотен метров после моста будет маленькая развилка, поверните на ней влево, держась главной дороги, на Jl.Megati Bantas
- Вскоре вы опять окажитесь перед мостом, въезжайте на него, свернув немножко вправо
- После моста, рядом с маленьким рынком, будет небольшой перекресток, поверните на нем вправо
- Сразу после этого, возле магазинчиков, будет развилка, здесь следует повернуть налево и двигаться по главной дороге
- Проехав еще несколько километров, вы увидите небольшую беседку и развилку за ней, сворачивайте в этом месте влево и продолжайте двигаться по более широкой улице
- На следующей развилке, через пару километров, следует поворачивать вправо, опять держась главной дороги
- Дальше вы попадете на перекресток, здесь тоже надо двигаться прямо
- Через несколько сотен метров снова будет развилка, поворачивайте здесь влево и продолжайте двигаться по широкой дороге
- На следующей довольно большой развилке с алтарем в центре поверните налево
- Дальше следует ехать прямо, держаться главной дороги и не сворачивать ни в какие боковые улочки
- Приблизительно через 40 км вы попадете на небольшой перекресток с алтарем посредине, сверните здесь налево.
- На следующем большом перекрестке через несколько километров (в центре вы увидите постамент с двумя мужскими разноцветными фигурами) поверните направо
- Двигайтесь прямо, никуда не сворачивая
- Через несколько километров будет большая развилка с памятником посредине, здесь поверните направо
- На следующем перекрестке двигайтесь прямо
- Через пару сотен метров будет дорога, разделенная бордюром на две полосы, продолжайте двигаться прямо по своей полосе и никуда не сворачивайте, как и на нескольких ближайших перекрестках
- Приблизительно через 100 км после выезда из Денпасара будет поворот направо. В этом месте прямо на дороге стоит алтарь из светло-коричневого кирпича, вначале поворота ярко-красная беседка с лавочкой, похожая на автобусную остановку, там паркуют байки.
- Дорога после поворота идет через пальмовую рощу
- Поезжайте прямо, где-то через 3-4 км будет перекресток с маленьким алтарем, поверните здесь направо
- Еще через пару сотен метров опять нужно повернуть направо, в улочку с розовыми балийскими воротами
- В конце улочки поверните налево, там будет зеленый указатель с названием деревни, церкви и пещеры Марии (Gereja Katolik, Goa Maria, Palasari)
Католическая церковь в Паласари на карте
Достопримечательности рядом
Западное побережье острова не слишком богато достопримечательностями. Тем не менее, рядом с церковью можно увидеть несколько интересных мест:
Blimbingsari
Это небольшая деревня христиан-протестантов, которая находится в пяти километрах от Паласари. Здесь тоже есть храм, его построили в 70-х годах, когда старую церковь разрушило землетрясение. Архитектура храма тоже включает европейский и традиционный балийский стили.
Пляж Паласари
Приблизительно в двух километрах от церкви находится гребля, построенная в 1989 году на реке Sang Hyang Gede. Глубина водохранилища 40 м, оно занимает площадь 87 га. Возле гребли есть пляж, который тоже называется Паласари. Это отличное место для тихого и спокойного отдыха на берегу красивого искусственного озера. Туристов почти нет, по выходным сюда иногда приезжают местные жители. На озере можно порыбачить, здесь водятся карпы, тиляпии, сомы и другие пресноводные виды.
Один из его входов находится недалеко от протестантской церкви. Территория парка около 770 га, в нем можно увидеть редкие виды птиц, животных и растений.
Вокруг деревни есть индуистские и мусульманские села. Это удивительный пример, как люди разных религий, которые в других частях света противостоят друг другу, могут жить вместе.
Полезные советы
Вот несколько полезных советов, которые пригодятся при посещении католической церкви в Паласари:
- Приезжать сюда можно в любое время года, но интереснее всего в деревне во время больших христианских праздников — Рождества или Пасхи
- Если вы хотите не только посмотреть на архитектуру храма, но и увидеть уникальную службу, планируйте свой визит на воскресенье
- Отелей поблизости церкви нет, но многих паломников прихожане принимают у себя дома, снять комнату на ночь не проблема
- Пообедать можно в небольшом ресторанчике рядом с пляжем Паласари, здесь готовят отличные морепродукты
- Хоть местные жители и одевают в церковь традиционные балийские наряды, это совсем не обязательное условие для приезжих. Вы можете зайти в храм в обычной европейской одежде. Желательно лишь прикрыть плечи и не одевать слишком короткие шорты. Женщинам не обязательно быть в платке и юбке, как в православных храмах.
- Вход в церковь бесплатный и доступен круглосуточно. Даже если церковь окажется закрытой, можно найти настоятеля или кого-то из служителей, чтобы они открыли дверь и позволили осмотреть храм.
Деревня Паласари – это уникальный островок католичества на Бали. Сюда стоит приехать, чтобы увидеть, как местные обычаи гармонично переплетаются с христианской религией. Место понравится даже тем, кто не имеет никакого отношения к католической церкви. Кроме того, здесь прекрасная природа, есть тихий немноголюдный пляж. Если вы хотите отдохнуть от шумных южных курортов, можете смело отправляться в Паласари.
Подробнее о храмах читайте раздел Храмы Бали
Также, рекомендую познакомиться с описанием следующих храмов:
- Храм Танах Лот (Pura Tanah Lot)
- Храм Улун Дану (Pura Ulun Danu)
- Храм Бесаких (Pura Agung Besakih)
- Храм Улувату (Pura Luhur Uluwatu)
- Храм Батуан (Pura Desa Batuan)
- Храм Гоа Лава (Pura Goa Lawah)
- Храм Брахмавихара Арама (Brahmavihara Arama)
- Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, или Lempuyang Temple)
- Храм Гоа Гаджа (Goa Gajah)
- Храм Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul, или Tirta Empul Holy Water Temple)
- Храм Таман Аюн (Pura Taman Ayun, или Taman Ayun Temple)
- Храм Гунунг Кави (Gunung Kawi)
- Храм Пура Пулаки (Pulaki Temple, Pura Pulaki, Pura Agung Pulaki)
- Храм Кехен (Pura Kehen Temple)
- Храм Чанди Тебинг (Candi Tebing или Pura Candi Tebing Tegallingah)
- Храм Сарасвати (Pura Taman Saraswati)
- Храм Улун Дану Батур (Pura Ulun Danu Batur)
- Комплекс Йех Пулу (Yeh Pulu)
Интересно узнать больше? Читайте раздел Достопримечательности на Бали