Показать карту
достопримечательности
Показать на карте
Вы здесь: Главная » Достопримечательности на Бали » Храмы » 110. Храм Мендут

Храм Мендут

Храм Мендут (Candi Mendut, Mendut Buddhist temple) – это буддийский храм в Центральной Яве, расположенный недалеко от известного во всем мире храма Боробудур (Candi Borobudur). Вместе с ним – а также с храмом Павон (Candi Pawon) – храм Мендут образует единый храмовый комплекс Боробудур – крупнейший буддийский памятник в мире. Если смотреть по карте, все три сооружения буквально находятся одной линии. Все они имеют схожую архитектуру и орнамент и были построены примерно в одно и то же время – где-то в IX веке. Вероятнее всего, эти храмы образовывали собой священное единство. С 1991 года весь храмовый комплекс Боробудур входит в число культурных памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.


В этой статье я подробно расскажу вам о храме Мендут и его особенностях. Вы узнаете, как он выглядит, когда и кем был построен и какие тайны хранит. А в завершении статьи я дам вам несколько полезных советов по посещению этого места и расскажу, какие еще интересные объекты и достопримечательности есть поблизости.

Описание храма Мендут

Буддийский храм Мендут находится примерно в 3 километрах от Боробудура. Скорее всего, в прошлом между этими сооружениями была не только духовная и ритуальная связь, но еще и дорога. Согласно легендам, это была кирпичная тропа, с обеих сторон скрытая стенами. Этот каменный проход позволял быстро перемещаться из одного храма в другой и совершать религиозные ритуалы. Однако все это лишь слухи и никаких доказательств в письменных источниках по этому поводу нет.

К сожалению, информации об этом месте значительно меньше, чем о Боробудуре. Тем не менее, кое-что интересное об этом храме я вам все же могу рассказать.

Для вашего удобства, я разделил все описание храма Мендут на несколько тематических блоков:

  • Географическое расположение храма
  • Его название
  • Его внешний вид
  • Архитектурные особенности храма, его барельефы и их символизм
  • Территория вокруг Мендута

Начнем с первого пункта.

Географическое расположение храма

Храм Мендут, как я уже написал выше, находится в центральной части острова Ява. Он расположен в округе Магеланг, в деревне Мендут. Эта деревня считается подрайоном столицы округа Магеланг, города Мунгкид. Храм Мендут находится в 406 километрах от столицы Индонезии Джакарты, в 73 километрах от столицы Центральной Явы города Семаранг, в 66 километрах к западу от города Суракарта и в 26 километрах от города Джокьякарта. Все эти расстояния были измерены по прямой линии.

Храм Мендут расположен посреди плодородной вулканической равнины Кеду. Ее также часто называют равниной Боробудур или «Садом острова Ява». Согласно яванским верованиям, эта равнина считается священным местом, поскольку именно она на протяжении более тысячи лет была местом процветания яванской цивилизации и культуры. Воплощением этого и является храмовый комплекс Боробудур. Помимо него, на этой равнине и вокруг нее также находится несколько буддийских и индуистских храмов.

Практически со всех сторон равнина Кеду окружена горами и вулканами:

  • На севере находится холм Тидар. Он расположен прямо в центре города Магеланг.
  • На северо-востоке расположены вулканы-близнецы Мербабу и Мерапи. Последний считается одним из самых молодых и активных вулканов Индонезии. Кроме того, этот вулкан сыграл далеко не последнюю роль в истории храмового комплекса Боробудур (об этом читайте в разделе с историей этого места).
  • На северо-западе от храмового комплекса находятся вулканы-близнецы Синдоро и Сумбинг, образующие вместе двойной горный ландшафт.
  • К югу от храмового комплекса расположен горный хребет Меноре.

Отмечу также, что на равнине находится слияние двух рек – Прого и Эло. Река Прого протекает рядом с храмом Павон, а Эло – вблизи храма Мендут.

На юго-востоке равнина Кеду граничит с равниной Кеву. Она также известна как равнина Прамбанан. На ее территории находится еще один известный индонезийский храмовый комплекс – Прамбанан (Candi Prambanan).

Как я уже писал выше, если посмотреть на карту, то можно заметить, что храмы Боробудур, Мендут и Павон построены рядом друг с другом и находятся на одной линии. Вероятнее всего, они построены так неслучайно.

Расположены храмы в следующем порядке (слева направо):

При этом от Боробудура до Павона примерно 1,8 километров, а до Мендута – около 2,9 километров. Между храмами Павон и Мендут где-то 1,1 километр. Все измерения выполнены по прямой линии.

Название храма

Достоверных данных о том, откуда произошло название храма Мендут, нет.

В археологической находке Карангтенга, представляющей собой надпись на пяти кусках камней и датированной 824 годом нашей эры, упоминается строительство двух храмов – Jinalaya и Wenuwana (Venuvana). Первый идентифицировали как храм Боробудур, а второй – как храм Мендут. Это было сделано голландским ученым и археологом по имени Йоханнес Гейсбертус де Каспарис. К слову, Йоханнес де Каспарис был одним из первых, кто определял возраст тех или иных сооружений в Центральной Яве путем определения возраста их надписей.

С санскрита название «Wenuwana» переводится как «бамбуковый лес». Возможно, это название обусловлено местом расположения храма и окружающей его растительностью. Что касается названия «Мендут», то его, вероятнее всего, дали храму после его обнаружения в 1836 году по названию близлежащего населенного пункта.

К слову, согласно надписи Карангтенга, Мендут был построен во время правления царя Индры из династии Шайлендра (782-812 годы). Он был четвертым королем древнего малайского царства Шривиджая. Некоторые ученые считают, что именно в храме Мендут он и был похоронен. Но подтверждения этому нет.

Однако не все ученые согласны с тем, что Wenuwana – это храм Мендут. Часть из них идентифицирует Wenuwana с буддийским храмом Нгавен (Candi Ngawen), который находится в 6 километрах к востоку от Мендута.

Внешний вид храма

По внешнему виду Мендут похож на большой квадрат, стоящий на постаменте (или террасе). Длина последнего – 13,7 метра, а высота – 3,7 метра. Вероятнее всего, эта терраса предназначалась для ритуального обхода храма по часовой стрелке. Кроме того, существует мнение, что то, что сейчас мы называем храмом Мендут, на самом деле является его руинами, а сам храм был более масштабным и выглядел иначе (приблизительно как буддийский храм Содживан, расположенный в паре километров от храма Прамбанан).

Если смотреть на Мендут сверху, он, как и Боробудур, будет похож на буддийскую мандалу. Так называют конфигурацию символов, состоящую из геометрически правильных квадратов и кругов и олицетворяющую буддийскую космологию, природу ума и своеобразную модель Вселенной. Чаще всего мандала встречается в школе буддизма Ваджраяны-Махаяны. Также мандалой называют цветок, который растет на небесах. Однако, положа руку на сердце, назвать храм Мендут мандалой можно все же с огромной натяжкой.

Отмечу также, что на индонезийском языке храм Мендут называют чанди (candi). Этот термин обозначает оригинальные индуистские или буддийские храмы средневекового периода в Индонезии. В их внешнем виде можно заметить влияние архитектурных канонов Индии, которые гармонично наложились на местные архитектурные правила.

Мендут построен из кирпича, который в дальнейшем был облицован андезитом. Из последнего, к слову, построен храм Боробудур. Этот камень раньше добывали из русла реки Прого. Андезит представляет собой прочную и плотную вулканическую магматическую горную породу, которая образовалась в результате застывания лавы или магмы на земной поверхности или вблизи нее. Вероятнее всего, андезит был выбран для строительных работ как камень, который отлично переносит различные механические нагрузки, температурные перепады, длительное воздействие палящего солнца и проливных дождей. Обратите внимание, что, помимо Боробудура, из этого камня в Центральной Яве построено очень много религиозных сооружений.

У храма Мендут трехэтажная крыша, украшенная небольшими ступами. Всего их 48. Общая высота храма – 26,4 метра.

Мендут обращен на северо-запад.  Лестница с этой стороны имеет квадратное возвышение, украшенное с каждой стороны статуей макары. В индуистской мифологии так называют морское существо, которое выглядит как наполовину наземное животное (олень, слон, варан), а наполовину – водное (рыба, дельфин, крокодил).

Также обратите внимание, что, в отличие от храма Боробудур, который не имеет внутренних помещений, внутри храма Мендут есть комната, в которую можно зайти. Изначально их было две – небольшая передняя у входа и главная в центре. В настоящее время часть стен переднего зала отсутствует. Нет у него и крыши. Также у храма отсутствует самая верхняя часть крыши. Вероятнее всего, раньше Мендут выглядел как ступа (так называют буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение в виде перевернутой чаши или полусферы). Эта форма является символической в буддизме и обозначает священное буддийское здание.

Архитектурные особенности, барельефы и символизм храма

Архитектурный стиль, а также барельефы Мендута схожи с Боробудуром. В целом же архитектура храма Мендут демонстрирует высокое мастерство архитекторов и мастеров по камню того времени.

По обоим краям лестничного пролета находятся барельефы с сюжетами из легенд Джатакамалы и историями Панкатантры. Всего их тут 33.

Джатакамала – это разновидность буддийской литературы, рассказывающая о предыдущих жизнях Будды. Эти легенды включают в себя множество действий, духовных практик, а также персонажей, которые попадают в различные неприятности. Будда вмешивается в их жизнь, чтобы решить их проблемы. Тем самым подаются буддийские уроки морали и иллюстрируются великие качества Будды (например, щедрость и самопожертвование). На барельефах Мендута, в частности, вырезаны сюжеты, рассказывающие конкретно об истории животных буддийского учения. Здесь можно заметить изображения краба, лебедя, черепахи, попугаев и прочих.

Панкатантра – это памятник санскритской литературы, представляющий собой древнеиндийское собрание басен о животных в стихах и прозе на санскрите. Все герои здесь – животные, их общество и их нравы, которые являются копией человеческих.

Ниже я публикую несколько легенд, связанных с животными, которые украшают барельефы Мендута:

  • Рельеф «Лебедь и черепаха»
    В очень красивом озере Кумудавати жили черепаха и пара лебедей. Жили они в дружбе и согласии. Однако наступил сухой сезон, и вода в озере начала высыхать. Лебеди приняли решение улететь, так как они не могут жить без воды. Они решили лететь к озеру Манасасана, которое находится в горах Гимаван. Вода там чистая и прозрачная и не высыхает даже в засушливый сезон. Черепаха взмолилась и попросила своих друзей лебедей взять ее с собой, так как она тоже не может жить вдалеке от воды. Лебеди согласились. Они взяли деревянную ветку и дали черепахе такой наказ: «Хватайся зубами за дерево и ни в коем случае его не отпускай. Тебе нельзя расслаблять и нельзя ничего говорить, иначе ты упадешь. Даже если тебе что-то не нравится, даже если ты захочешь кому-то ответить и что-то возразить, не отвечай. Что бы ни случилось, никому ничего не говори. Но если ты не будешь следовать нашим указаниям, ты не сможешь добраться до места назначения и погибнешь». Черепаха согласилась. Она схватилась зубами за середину толстой ветки, и лебеди, подхватив ее клювами, полетели в сторону озера Манасасара. Они летели долго, и путь их пролегал над полями и лесами. В одном лесу под манговым деревом сидели две собаки. Увидев летящих по небу лебедей и черепаху, они удивились и начали причитать о том, что все это невозможно и вообще-то черепахи не умеют летать, они для этого не созданы. Услышав их слова, черепаха разозлилась и открыла рот в надежде возразить собакам. Однако, как только она открыла рот, она упала на землю, и собаки ее съели. Лебеди, взгрустнув, продолжили свое путешествие к озеру Манасасара.
  • Рельеф «Дхармабуддхи и Дустабуддхи»
    Эта история посвящена двум друзьям Дхармабуддхи и Дустабуддхи. Они были сыновьями купцов.
    Однажды Дхармабуддхи нашел деньги и рассказал об этом своему другу Дустабуддхи. Они вместе спрятали их под деревом. Всякий раз, когда друзьям требовались деньги, Дхармабудхи брал их и делил поровну. Но Дустабуддхи такой расклад не устраивал, и поэтому однажды он забрал все оставшиеся деньги себе. Затем он обвинил Дхармабуддхи в краже и отдал его в суд. Однако в результате ложь Дустабуддхи раскрыли, он был пойман и наказан.
  • Рельеф «Брахман и краб»
    Жил был брахман (член высшей жреческой касты в Индии), который очень любил животных. Однажды он пошел в горы, чтобы помолиться. На вершине горы брахман встретил краба по имени Астапада. Брахман сжалился над крабом и отвел его к реке. Астапада был благодарен человеку за его помощь. «Я у тебя в долгу», сказал он человеку. Брахман же, помолившись, уснул. Спал он крепко и со спокойной душой. В это время недалеко от брахмана оказались ворона и змея. Змея решила убить брахмана и сказала об этом вороне. Это услышал краб Астапада. Он захотел отплатить брахману добром за добро и поэтому он втерся в доверие к вороне и змее и сказал им, что может удлинить их шеи при помощи своих клешней для того, чтобы им было удобнее есть брахмана. Ворона и змея согласились. Они положили свои головы в клешни краба. В этот момент Астапада сжал свои клешни, и головы злодеев оторвались от их тел.

Еще один известный внешний рельеф в храме Мендут посвящен двум братьям-попугаям, один из которых был воспитан священником, а другой – вором.

Внешние стены храма также украшены различными барельефами. Среди них есть изображения таких бодхисаттв (то есть людей, стремящихся к просветлению и состоянию Будды) как Авалокитешвара, Майтрейя, Чунда, Самантабхадра, Махакаруника, Ваджрапани и других значимых буддийских фигур. Внутренняя стена передней комнаты украшена барельефами с изображениями богини Харити в окружении детей, якши (природного духа) Атаваки, волшебного дерева желаний и некоторых других.

В главной комнате есть три большие резные каменные статуи:

  • В центре находится трехметровая статуя Дхьяни Будды Вайрочаны. Она символизирует освобождение от телесной кармы. Перед статуей находится рельеф в форме колеса, по бокам которого изображена пара оленей. Они являются символами Будды.
  • Слева расположена статуя бодхисатвы десятого уровня Авалокитешвара, связанная с великим состраданием. Она символизирует освобождение от кармы речи.
  • Справа находится статуя бодхисатвы Ваджрапани. Это один из самых ранних бодхисаттв в буддизме Махаяны. Он защитник и наставник Гаутамы Будды. Его статуя символизирует освобождение от кармы мысли.

Кроме того, во внутренней комнате есть четыре ниши – по одной в каждом углу внутреннего святилища. Скорее всего, раньше в них находились еще четыре статуи бодхисаттвы, которые впоследствии были украдены либо разрушены.

Последователи традиционного яванского мистицизма и буддизма считают, что молитва в храме Мендут исполняет желания. Например, она лечит болезни у больных и посылает детей бездетным семьям. Последнее напрямую связано с тем, что в традиционных яванских верованиях богиня Харити является символом плодородия, покровительницей материнства и защитницей детей.

Что касается других ритуалов в храме Мендут, то самые крупные религиозные мероприятия здесь проходят во время буддийского праздника Весак. Он обычно выпадает на май или июнь (дата высчитывается по лунному календарю). Иначе этот день называют днем рождения Будды. В это время тут собирается много народу. Празднование сопровождается массовой буддийской молитвой и ритуальной церемонией, во время которой паломники проходят через Мендут и Павон до Боробудура, обходя при этом каждый храм.

Территория вокруг храма

Мендут расположен на небольшой открытой площадке, которая со всех сторон огорожена забором и дорогой. За забором стоят небольшие домики местных жителей. Вокруг храма находится несколько отелей, кафе и магазинов.

Сбоку от Мендута расположено огороженное поле с камнями. Раньше они тоже были частью храма. Из них были сделаны верхушка Мендута, стены и крыша передней комнаты. Однако этих частей недостаточно для полной реставрации храма. Вот почему было принято решение оставить их рядом с Мендутом как выставочные образцы.

Также обратите внимание, что менее чем в ста метрах от чанди Мендут находится небольшой одноименный буддийский монастырь Mendut Buddhist Monastery. Раньше на его месте стоял католический храм. В 1950-х годах он был разрушен, а земли храма были розданы людям. Однако позднее эти земли были выкуплены буддийским фондом. На них и возвели буддийский монастырь.

Территория монастыря окружена невысоким белым забором. При входе сюда мгновенно ощущаешь спокойствие и умиротворение. На его территории находится несколько построек с красными крышами и навесами. Тут есть места поклонения, общежитие для паломников, два вытянутых пруда с живыми рыбками, украшенные небольшими ступами. Есть тут и ступа побольше. Она вместе со статуей Будды украшает зеленый сад. По нему можно прогуляться по широкой дорожке. Еще одна небольшая статуя Будды Шакьямуни расположена под одним из навесов. Она была подарена монастырю Японией.

Контактная информация этого монастыря:

  • Адрес – Jalan Mayor Kusen, Sumberrejo, Mendut, Kec. Mungkid, Kabupaten Magelang
  • Часы работы – 07:00-19:00 (ежедневно)
  • Вход на территорию монастыря свободный
  • Телефон – +62293788564

В следующем разделе я собрал для вас все, что я знаю об истории этого места.

История храма

Доподлинно неизвестно, зачем, когда и кем именно был построен храм Мендут. Вероятнее всего, его возвели примерно в то же самое время, что и Боробудур. Однако, согласно археологическим исследованиям, Мендут является самым старым из трех храмов, входящих в храмовый комплекс. Историки и археологи сошлись во мнении, что он был построен в 782-812 годах во время правления на Центральной Яве царя Индры из яванской династии Шайлендра.

Строительство храма Мендут длилось около двух десятилетий. Возводили его сотни рабочих и резчиков по камню.

Главным архитектором храма Мендут называют Гунадхарма. Неизвестно, существовал ли этот человек на самом деле, так как никаких исторических сведений о нем и его жизни нет. Однако, согласно яванским сказам и легендам, этот человек приехал на Яву из Индии. Он построил не только храм Мендут, но еще и храм Павон. Однако главным достижением всей жизни Гунадхармы был храм Боробудур. После его постройки архитектор так сильно устал, что прилег отдохнуть недалеко от своего «детища». Во время отдыха он заснул, да так крепко, что никто не смог его разбудить. Спал Гунадхарма очень долго, да так долго, что со временем его тело превратилось в горный хребет Меноре (если смотреть на эти горы со стороны Боробудура, они и правда напоминают тело лежащего человека). И теперь архитектор вечно наблюдает за своим творением.

Храм Мендут долгое время находился в центре процветания яванской цивилизации и культуры. В этих местах в разное время правили такие династии как Шайлендра и Санджая. Однако где-то между 928 и 1006 годами местные жители покинули эти места. Согласно некоторым источникам, как раз в это время король Мпу Синдок, последний король династии Санджая, перенес центр яванской цивилизации и центр королевства Матарам из Центральной Явы в Восточную, в долину реки Брантас. Скорее всего, причиной тому послужил один из самых активных вулканов Индонезии – вулкан Мерапи.

Вулкан Мерапи – действующий вулкан в Индонезии. Он достаточно молодой – ему всего лишь около 400 000 лет. Его высота – 2 910 метров над уровнем моря. Название вулкана представляет собой соединение санскритского слова «meru», которое переводится как «гора», и яванского слова «api», означающего «огонь». Таким образом, буквально «Мерапи» переводится как «огненная гора». Вероятнее всего, такое название вулкану дали из-за его постоянной активности. Он регулярно извергается. Небольшие его извержения происходят каждые 2-3 года, а более крупные – каждые 10-15 лет. Кроме того, над вершиной вулкана часто можно увидеть дым, поднимающийся из жерла.

Согласно некоторым ученым, изучавшим отложения вулканического пепла в Центральной Яве, одно из сильнейших извержений вулкана Мерапи произошло в начале XI века, ориентировочно в 1006 году. В результате этого извержения вся центральная часть Явы – в том числе и храм Боробудур, и храм Мендут, и храм Павон – покрылась толстым слоем вулканического пепла. Люди спешно покинули эти земли, оставив храмы пустыми. Периодические извержения Мерапи продолжали засыпать Центральную Яву все больше и больше. Со временем на плодородной вулканической почве выросли целые джунгли, скрывшие храмовый комплекс. И вот так храмы Боробудур, Мендут и Павон канули в небытие на целых 800 лет.

Храм Мендут был повторно открыт в 1836 году голландскими исследователями. В то время храм представлял собой руины, поросшие деревьями и кустарниками. В итоге растительность была вырублена, а сам храм был почищен от пепла и земли.

Первая реставрация Мендута началась в 1897 году и продолжалась до 1904 года. В это время были отремонтированы фундамент и стены храма. В 1908 году храм отреставрировал голландский армейский инженер Теодор ван Эрп, красиво собрав его в цельный ансамбль. Перед этим он реставрировал храм Боробудур. Во время следующей реставрации храма в 1925 году были переделаны несколько местных ступ.

В 1975 году правительство Индонезии и ЮНЕСКО начали полную масштабную реконструкцию храма Боробудур в рамках большого проекта. Когда работы были закончены, в 1991 году на пятнадцатой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО храмы Боробудур, Мендут и Павон как единый храмовый комплекс Боробудур были признаны памятником Всемирного наследия. В списке этот объект значится под номером №592. Отмечу, что в эту же сессию в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО также был включен храмовый комплекс Прамбанан (Candi Prambanan, Prambanan Buddhist temple), который находится на соседней равнине.

В следующем разделе я опишу для вас дорогу до храма.

Как добраться до храма

Добраться до храма Мендут можно несколькими способами.

Это можно сделать:

  • На общественном транспорте из Джокьякарты
  • На такси из Джокьякарты
  • В составе организованной экскурсии
  • С индивидуальным гидом

Первый способ хоть и считается самым недорогим, но связан с некоторыми неудобствами. Во-первых, автобусы и прочий общественный транспорт ездят строго по расписанию. В случае чего, водители не будут ждать задержавшихся туристов. Во-вторых, от автобусной станции Боробудур, расположенной по адресу Jalan Pramudyawardhani No.19A, Dusun XV, Borobudur, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang, нужно идти еще около 2,7 километров до храма Мендут. В-третьих, автобусы не всегда бывают чистыми и комфортными. Они также могут сломаться и вообще не прийти на станцию.

Второй способ – такси – подходит лишь для туристов, которые остановились в Джокьякарте. Он считается достаточно дорогим. Также вы можете столкнуться с проблемой обратного трансфера. Ведь таксисты не будут ждать именно вас около храма, а уедут обратно с другими туристами.

Под «составом организованной экскурсии» я подразумеваю большие туристические группы, сопровождаемые одним гидом. Чаще всего эти группы собираются либо в одном отеле, либо из путешественников одного туроператора. У таких экскурсий есть как плюсы, так и минусы. Например, они стоят относительно недорого. Также для организованных групп заказывается отдельный большой автобус. К минусам такой экскурсии я бы отнес малую вовлеченность гида в путешествие и отсутствие индивидуального подхода к каждому человеку и его нуждам.

Если же вам в путешествии важны личный контакт с вашим сопровождающим, если вы любознательны и хотите в поездке задавать любые вопросы вашему гиду, если вы хотите узнать больше, чем обычное описание храма и если вы прежде всего цените комфорт, я рекомендую вам обращаться к частным гидам. Например, вы можете обратиться за помощью ко мне. Я организую для вас экскурсию к храму Мендут в лучшем виде и с учетом ваших пожеланий. Я также помогу вам с организацией поездки к храму Мендут с острова Бали. Плюс, если вы захотите, в рамках этой экскурсии мы посетим с вами не только этот храм, но и другие достопримечательности, расположенные поблизости. Их список мы составим с вами индивидуально, исходя из ваших пожеланий.

Информацию о том, как со мной связаться, вы можете найти на странице Контакты.

Со списком моих экскурсий – в основном по острову Бали – читайте в разделе Экскурсии.

Также вы можете прочитать о моих услугах на странице Такси на Бали.

Что посмотреть рядом

Скажу честно, что приезжать в Центральную Яву только к храму Мендут бессмысленно. Это не настолько величественное сооружение. Как минимум, вместе с ним вы должны посетить храмы Боробудур и Павон. Однако, помимо этих мест, тут также есть множество других интересных объектов. Ниже я коротко расскажу вам о некоторых из них.

Музей Хаджи Видаята (Museum Haji Widayat)

Этот музей посвящен индонезийскому художнику Хаджи Видаяту, который в основном работал в жанре живописи. Он родился 9 марта 1919 года в Кутоарджо, в Центральной Яве. Он был первым из пяти братьев и сестер, окончил голландскую школу и после ее окончания переехал на западную Яву, в Бандунг. Именно там и началась его творческая карьера. Вероятнее всего, интересоваться искусством и живописью Хаджи начал под влиянием своей матери, которая всю жизнь занималась батиком.

В 1950 году, когда в Джокьякарте открылась Индонезийская академия изящных искусств, Видаят поступил в новое учебное заведение и стал одним из первых ее 45 студентов. Благодаря упорному труду в 1954 году Хаджи успешно окончил академию. Позднее он даже в ней преподавал. Умер Хаджи Видаята в 2002 году, оставив после себя богатое наследие живописи. Работы художника выставлялись на продажу на публичных аукционах более 800 раз.

  • Адрес: Jalan Soekarno Hatta No.32, Sawitan I, Sawitan, Kec. Mungkid, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 08:00-16:00 (вторник-воскресенье)
  • Стоимость входного билета: 100 000 индонезийских рупий для иностранцев (к слову, для индонезийцев билет стоит 30 000 индонезийских рупий)
  • Телефон: +62293788251
  • Сайт: https://museumhajiwidayat.com/

Художественная галерея и кафе Eloprogo Art House

Чаще всего туристы посещают это место как кафе. Здесь можно отдохнуть от летнего зноя в тени пышных деревьев, насладиться умиротворенной и безмятежной атмосферой, вкусно покушать, выпить кофе и просто посидеть в прохладном месте с видом на быструю реку Эло и горы. Столы и стулья тут расставлены прямо под деревьями. Меню в кафе достаточно разнообразное, а цены средние, поэтому каждый найдет здесь себе блюда и напитки на свой вкус. Однако тут же на территории арт-хауса есть и художественная галерея, по которой можно погулять и полюбоваться местными экспонатами, и гостевой дом, где можно переночевать.

Добраться до арт-хауса легко можно на мотоцикле, машине или большом автобусе. Находится здание в деревне Ванурехо или прямо на берегу реки Эло. Транспорт можно оставить рядом со входом на просторной парковке.

  • Адрес: 96PH+CQJ, Dusun 1, Wanurejo, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 06:00-03:00 (ежедневно)
  • Телефон: +6281226264875

Храм Нгавен (Candi Ngawen)

Храм Нгавен представляет собой еще один объект исторического культурного наследия Центральной Явы. Раньше храм состоял из 5 сооружений и представлял собой целый храмовый комплекс. Однако в настоящее время в целости тут сохранился только один небольшой буддийский храм. Остальные сооружения представляют собой руины, находящиеся в процессе восстановления.

Храм Нгавен находится в 5,9 километрах от Мендута. Что интересно, если провести на карте прямую линию, Нгавен также располагается на одной линии с храмами Боробудур, Мендут и Павон.

  • Адрес: 97WC+8XC, Unnamed Road, Ngawen, Kec. Muntilan, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 08:00-16:00 (ежедневно)
  • Вход в храм свободный

Мечеть JAZIM (Masjid JAZIM)

Индонезия – это страна, большая часть населения которой исповедует ислам (более 85%). Поэтому здесь очень много мечетей. Некоторые из них представляют собой ценность для туристов с точки зрения своей архитектуры или своего внешнего вида.

Интересной мечетью вблизи храма Мендут является мечеть JAZIM. Расстояние между этими объектами – всего лишь 500 метров. У JAZIM необычный для мечети внешний вид – у нее открытый павильон, поэтому она похожа то ли на пагоду, то ли на большую беседку. Из мечети открывается прекрасный вид на рисовые поля. Рядом с ней есть большая парковка. А найти эту мечеть не составит труда, так как она находится на обочине дороги.

  • Адрес: 96XJ+HR2, Mendut III, Mendut, Kec. Mungkid, Kabupaten Magelang
  • Телефон: +628121515511

В завершении статьи я дам несколько полезных советов по посещению храма Мендут.

Советы по посещению храма

Чтобы ничто не омрачало вашу поездку к храму Мендут, ниже я оставил для вас несколько полезных рекомендаций и советов по посещению этого места.

Но прежде всего – общая информация:

  • Адрес храма: 96WJ+33J, Mendut, Kec. Mungkid, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 08:00-16:00 (ежедневно)
  • Стоимость входного билета: 10 000 индонезийских рупий (билет покупается один раз для посещения храмов Мендут и Павон)

Я хочу обратить ваше внимание на тот факт, что храмы Боробудур и Павон, в отличие от храма Мендут, не работают по понедельникам. Поэтому если вы хотите посетить сразу все храмы комплекса в один день, то не приезжайте сюда в понедельник.

Вот что еще важно знать перед посещением храма Мендут:

  • На территории храма Мендут нужно вести себя прилично и уважительно.
  • Не пытайтесь «отковырять» и унести с собой части храма.
  • На территории храма Мендут туристам не разрешается употреблять еду и напитки, курить, выбрасывать какой-либо мусор, взбираться на стены храма, прикасаться к рельефам, писать что-то на камнях, запускать дроны, употреблять пищу. Также посетителям не разрешается приходить в храм с домашними животными и приносить с собой оружие.
  • На территории храма есть священное дерево, похожее на баньян. Пожалуйста, не трогайте его и не залазьте на него! Уважайте буддийскую веру.
  • Поскольку этот храм до сих пор используется буддистами как место поклонения, при посещении храма туристов просят одеваться прилично, закрывать плечи, грудь и колени.
  • На территории Мендута есть туалеты.
  • Рядом с храмом есть достаточно просторная и удобная парковка.
  • Лучшее время для посещения этого храма – с 08:00 до 10:00. В это время здесь почти нет туристов.
  • Рядом с храмом Мендут много сувенирных лавок и торговцев. Будьте с ними аккуратнее.
  • Если вы собираетесь приехать в храм утром или вечером, обязательно возьмите с собой теплую одежду и средства от мошек и комаров.
  • Еще раз обратите внимание на тот факт, что в понедельник попасть в храмы Боробудур и Павон не получится. В этот день вы сможете прогуляться лишь вокруг них.

Несмотря на то, что у храма Мендут всего лишь одно здание, впечатление он оставляет действительно волшебное. Ведь Мендут – не просто храм, а целые ворота к богатому культурному и духовному наследию Индонезии. Его конструкция с замысловатыми резными рельефами и высокими сооружениями не просто отражает архитектурное великолепие прошлой эпохи, но и внушает трепет и благоговение.

Окруженный пышной зеленью и безмятежными пейзажами, храм Мендут предлагает спокойный отдых от шума и суеты современной жизни. Он также является вечным напоминанием о культурном и духовном наследии Индонезии и свидетельством славного прошлого и непреходящего религиозного наследия Явы.

Показать на карте
Читайте также
Бедугул

Восхождение на Батур
Дайвинг на Бали

Показать ещё