Показать карту
достопримечательности
Показать на карте
Вы здесь: Главная » Достопримечательности на Бали » Храмы » 109. Храм Боробудур

Храм Боробудур

Храмовый комплекс Боробудур (Candi Borobudur, Barabudhur, Borobudur или Barabudur Buddhist temple) – это крупнейший буддийский памятник в мире. Он находится на острове Ява, в центральной его части, и является самым большим буддийским храмом на планете и одним из самых посещаемых мест во всей Индонезии. Кроме того, Боробудур имеет самую полную и самую большую коллекцию буддийских рельефов в мире. А с 1991 года эта достопримечательность входит в число культурных памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.


В этой статье я очень подробно расскажу вам об этом месте и его истории. Вы узнаете, почему Боробудур называют затерянным храмом и храмом тысячи Будд. Вы также получите детальную информацию о том, как выглядит храм и его окрестности, когда и кем он был построен и какой тайный смысл он несет. А в завершении статьи я дам вам несколько полезных советов по поводу посещения этого места и расскажу, какие достопримечательности есть поблизости.

Кроме того, в начале статьи я хочу сразу же обратить ваше внимание на следующее:

Термин «Храмовый комплекс Боробудур» включает в себя не только непосредственно храм Боробудур, но еще и ближайшие к нему два объекта, расположенные от него в паре-тройке километров. Это храмы Мендут (Candi Mendut) и Павон (Candi Pawon). Если смотреть по карте, все три сооружения буквально находятся на одной линии. Все они имеют схожую архитектуру и орнамент и были построены примерно в одно и то же время. Вероятнее всего, эти храмы образовывали собой священное единство, и их связывали общие ритуалы. По крайне мере, между ними точно существовали взаимные религиозные отношения. Существует версия, что ранее эти три храма были связаны каменным коридором. Однако в рамках этой статьи о храме и храмовом комплексе я буду описывать только храм Боробудур. Он представляет для туристов больший интерес. С описанием двух других храмов вы можете ознакомиться на страницах Храм Мендут и Храм Павон.

Описание храма Боробудур

Боробудур – это достаточно знаковое для индонезийской культуры место. Это крупнейший, самый известный и наиболее посещаемый храм Индонезии. О нем написано множество статей, монографий и книг и снято огромное количество документальных фильмов. Его также подробно изучают со всех сторон и анализируют археологи из разных стран вот уже более 200 лет. Поэтому и информации об этом месте очень и очень много.

Вот почему, для вашего удобства, я разделил все описание Боробудура на такие тематические блоки как:

  • Географическое расположение храма
  • Его название
  • Его внешний вид
  • Архитектурные особенности и барельефы храма
  • Его символизм
  • Территория вокруг храма Боробудур

Начнем с первого пункта.

Географическое расположение храма

Буддийский храмовый комплекс Боробудур построен на холме и находится в центральной части острова Ява, в округе, или регентстве Магеланг, в деревне Боробудур. Он расположен примерно в 100 километрах к юго-западу от столицы Центральной Явы города Семаранг, в 86 километрах к западу от города Суракарта и в 40 километрах к северо-западу от города Джокьякарта. Стоит храм посреди плодородной вулканической равнины Кеду. Ее также часто называют равниной Боробудур.

Практически со всех сторон равнина окружена горами и вулканами:

  • На северо-западе от храмового комплекса находятся вулканы-близнецы Синдоро и Сумбинг, образующие вместе двойной горный ландшафт.
  • На северо-востоке от Боробудура расположены вулканы-близнецы Мербабу и Мерапи. Последний считается одним из самых молодых и активных вулканов Индонезии. Кроме того, этот вулкан сыграл далеко не последнюю роль в истории Боробудура. Но об этом я подробно расскажу дальше по тексту, в разделе с историей этого места.
  • На севере от храма находится холм Тидар. Он расположен прямо в центре города Магеланг.
  • К югу от храмового комплекса расположен горный хребет Меноре. Его название основано не на исторических данных, а на яванских сказках и легендах. Все дело в том, что если смотреть на горы Меноре со стороны храма, то форма хребта будет напоминать тело лежащего человека. Согласно легенде, это тело принадлежит Гунадхарме – главному архитектору Боробудура. Говорят, что после постройки храма он так устал, что заснул недалеко от своего «детища». Спал Гунадхарма так крепко и долго, что со временем его тело превратилось в горный хребет, и теперь архитектор вечно наблюдает за своим творением.

Кроме того, на равнине находится слияние двух рек – Прого и Эло. В древние времени они считались священными, так как, согласно некоторым легендам, сошли с небес. Впадают они в Индийский океан. Река Прого протекает рядом с храмом Павон, а Эло – вблизи храма Мендут.

Согласно яванским верованиям, равнина Кеду считается священным местом. Благодаря своей природной красоте и плодородной почве она также известна как «Сад острова Ява». Эта равнина имеет важное значение в истории Центральной Явы, поскольку именно она на протяжении более тысячи лет была местом процветания яванской цивилизации и культуры. Воплощением этого и является храмовый комплекс Боробудур.

На юго-востоке равнина Кеду граничит с равниной Кеву. Она также известна как равнина Прамбанан. На ее территории находится еще один известный индонезийский храмовый комплекс – Прамбанан (Candi Prambanan).

Как я уже писал выше, если посмотреть на карту, то можно заметить, что храмы Боробудур, Мендут и Павон построены рядом друг с другом и находятся на одной линии. Вероятнее всего, они построены так неслучайно.

Расположены храмы в следующем порядке (слева направо):

А вот какое расстояние по прямой линии между храмами:

  • От Боробудура до Павона – примерно 1,8 километров
  • От Боробудура до Мендута – около 2,9 километров
  • От Павон до Мендута – где-то 1,1 километр

Согласно некоторым местным легендам, в древние времена от Боробудура до Мендута была проложена кирпичная дорога, с обеих сторон скрытая стенами. Этот каменный проход позволял быстро перемещаться из одного храма в другой и совершать религиозные ритуалы.

В следующей части статьи я расскажу вам о том, как и от чего произошло название храма Боробудур.

Название храма

К сожалению, до сих пор доподлинно неизвестно, как именно переводится название храма «Боробудур». Никаких исторических сведений об этом не сохранилось. Существует несколько теорий на этот счет. Ниже я опишу для вас лишь самые известные.

  • Одна из основных теорий гласит, что название «Боробудур» переводится как «Большой Будда». Соответственно, оно произошло от двух слов: «Boro» – «большой» и «Budur», что можно перевести как «Будда».
  • Известный британский колонизатор сэр Томас Стэмфорд Бингли Раффлз в 1817 году в своей книге «История острова Ява» писал о храме как о месте «Bóro Bódo», где слово «Bóro» было названием района, а слово «Bódo» переводилось как «древний». Эта теория имеет право на существование, так как раньше, согласно яванским языковым традициям, храмы часто называли в честь близлежащих деревень и поселений. Также Стэмфорд Раффлз предположил, что слово «Budur» может быть связано с яванским словом «Buda», которое переводится как «древний». Таким образом, «Боробудур» может переводиться как «древний Боро».
  • Некоторые археологи согласны с тем, то слово «Bóro» – это, скорее всего, название местности. А вот слово «Budur», по их мнению, восходит к яванскому слову «bhudhara», что переводится как «гора». Поэтому название «Боробудур» еще можно перевести как «гора Боро».
  • Голландский археолог Август Джохан Бернет Кемперс, профессор индонезийской археологии и древней истории, а также истории индийской культуры, предположил, что «Боробудур» – это искаженное упрощенное местное яванское произношение словосочетания «Vihara Buddha Uhr», написанного на санскрите. Яванцы произносили его как «Biara Beduhur». Слово «Vihara» – это санскритский термин для обозначения буддийского монастыря. Термин «Buddha Uhr» при этом может означать «город Будд». Также «Beduhur» может быть старояванским словом, которое переводится как «высокое место». Это слово сохранилось, например, в балийском языке. Вероятно, оно образовано от слова «dhuhur» или «luhur», что переводится как «высокий». Таким образом, согласно этой теории, «Боробудур» может обозначать «буддийский храм Будды, расположенный на высоком месте (горе или холме)».
  • Голландский ученый и археолог по имени Йоханнес Гейсбертус де Каспарис, изучая надписи в храме, а также древние письменные яванские источники, пришел к выводу, что полное название храма Боробудур – «Бхумисамбхарабудхара», что дословно можно перевести как «Гора объединения добродетелей десяти уровней бодхисаттв».

Отмечу также, что на индонезийском языке храм Боробудур называют чанди (candi). Этот термин обозначает оригинальные индуистские или буддийские храмы средневекового периода в Индонезии. В их внешнем виде можно заметить влияние архитектурных канонов Индии, которые гармонично наложились на местные архитектурные правила.

Внешний вид храма

Храмовый комплекс Боробудур является ярким примером не только индонезийской средневековой архитектуры, но и религиозной архитектуры Юго-Восточной Азии в целом. Он считается шедевром индонезийского буддийского искусства. Как я уже сказал выше, Боробудур также является самым большим буддийским храмом в мире.

Отмечу, что, согласно некоторым ученым и проведенным на этом месте археологическим раскопкам, изначально храм Боробудур строили – или только начали строить – приверженцы индуизма или доиндийской веры. Уже позднее это сооружение перешло буддистам. Такие выводы были сделаны на основе тех фактов, что фундамент Боробудура по своей форме и строению не похож ни на какие постройки индуистских или буддийских святынь. Его первоначальная структура считается скорее коренной яванской, чем индуистской или буддийской.

По внешнему виду Боробудур похож на ступенчатую пирамиду. В его очертаниях также проглядывается ступа – так называют буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение в виде перевернутой чаши или полусферы. Эта форма является символической в буддизме и обозначает священное буддийское здание. 72 небольшие и одна большая ступы в форме колоколов венчают верхушку храма.

Если посмотреть на Боробудур сверху, он как будто бы имеет форму гигантской тантрической буддийской мандалы. Так называют правильную геометрическую конфигурацию символов, состоящую из квадратов и концентрических кругов и олицетворяющую буддийскую космологию, природу ума и своеобразную модель Вселенной. Чаще всего мандала встречается в школе буддизма Ваджраяны-Махаяны. Также мандалой называют цветок, который растет на небесах. Однако некоторые ученые не согласны с тем, что Боробудур имеет форму мандалы. Они объясняют свое несогласие тем, что, по их мнению, нет никаких доказательств того, что яванская буддийская династия Шайлендров, правящая этими землями в то время, когда строился храм, была последователями тантрического или ваджраянского буддизма.

Так или иначе, как я уже сказал, больше всего по внешнему виду Боробудур похож на ступенчатую пирамиду. Выбор такой формы храма обусловлен тем, что, согласно местным верованиям, горы и возвышенности являются обителью духов предков. Фундамент Боробудура имеет квадратную форму. Длина и ширина нижней, самой большой части храма – 123 метра. Сам храм состоит из девяти уровней, или платформ, уложенных друг на друга. Шесть нижних ярусов имеют квадратную форму, а три верхних – круглую.

Обратите внимание, что в Боробудуре совсем нет внутренних помещений и места для алтаря. Поэтому зайти внутрь храма нельзя. Туристы и паломники буквально могут находиться только на Боробудуре и подниматься на него вверх.

Храм построен из темно-серого андезита. Это плотная и прочная вулканическая магматическая порода, образовавшаяся в результате застывания на земной поверхности или вблизи нее лавы или магмы. Темный цвет андезиту придают такие минералы в его составе как роговая обманка и пироксен.

К слову, помимо Боробудура, из андезита построены также такие известные мировые достопримечательности как, например, цитадель Саксайуаман (Sacsayhuamán) на северной окраине города Куско в Перу, Врата Солнца (Puerta del Sol Tiahuanaco) в Боливии, а также руины главного в Мехико храма Темпло Майор (Templo Mayor) и некоторые другие исторические здания.

На строительство храма Боробудур ушло около 2 000 000 андезитовых каменных блоков. Все они примерно одного размера. Это около 55 000 м3 горной породы. Андезит добывали на каменоломнях по соседству и из русла реки Прого, формировали из него одинаковые параллелепипеды и доставляли их на место строительства. Что интересно, укладывали камни без какого-либо сцепляющего раствора (цемента, извести и прочих). Для образования стыков между камнями использовались выступы, углубления и механика «ласточкин хвост». Последняя представляет собой тип разъемного соединения деталей по принципу мозаики, где одна деталь идеально подходит к другой. Крыша, ниши и арочные ворота были построены методом выступа. Барельефы вырезали на камне уже на месте после завершения основного этапа строительства.

В 1885 году во время проведения реконструкции храма у подножия Боробудура под землей обнаружили скрытый ярус. К всеобщему удивлению, там находилось несколько барельефов. Этот скрытый уровень был «заделан» дополнительной каменной пристройкой, истинное назначение которой до сих пор остается загадкой. Данное открытие принадлежит голландскому инженеру и политику Яну Виллему Эйзерману.

Согласно одной теории, возведенная конструкция выступала в роли дополнительной опоры, которая должна была, в случае чего, предотвратить обрушение храма. Другая теория гласит, что пристройка была сделана из-за ошибки в оригинальном ярусе, который не соответствовал общему замыслу. Поэтому этот уровень и скрыли. Однако, какой бы ни была истинная причина строительства дополнительной каменной пристройки, изначально ярус был сделан по уму, с учетом религиозных, эстетических и технических соображений.

В настоящее время этот уровень скрыт и недоступен для туристов. На строительство дополнительного основания, которое скрыло собой первоначальный фундамент с его барельефами, ушло еще около 13 000 м3 андезита.

Таким образом, всего ярусов у храма получается десять.

Отмечу также, что храм Боробудур построен на вершине холма, высота которого 265 м над уровнем моря. По одним данным, этот холм естественный, образовался в результате древних геологических процессов. Одно время археологи верили, что этот холм располагался посреди древнего высохшего озера, а храм Боробудур, построенный на его вершине, символизировал собой цветок лотоса, плавающий на поверхности водоема. Однако эта версия была опровергнута в результате проведенных археологических исследований, которые доказали, что что территория вокруг Боробудура во время строительства представляла собой сушу, а не дно озера.

Согласно другим данным, холм, на котором позднее построили храм, является искусственным и был возведен специально. Только на это у древних людей ушло около восьмидесяти лет.

В следующем разделе мы поговорим с вами про архитектуру Боробудура.

Архитектурные особенности и барельефы храма

Всю конструкцию храма Боробудур можно условно поделить на три части:

  • Основание
  • Корпус
  • Верхняя часть

Все они отличаются друг от друга по внешнему виду и имеют свои архитектурные особенности.

Основание храма

Эта часть представлена фундаментом и скрытым уровнем.

Вот его размеры:

  • Длина – 123 метра
  • Ширина – 123 метра
  • Высота – 4 метра

Как я уже писал выше, в настоящее время и фундамент, и десятый уровень недоступны для туристов. Однако эти части были проанализированы и детально сфотографированы яванским фотографом Кассианом Сефасом в 1890-1891 годах во время реконструкции храма. О ней я расскажу вам в разделе с его историей.

Отмечу также, что в 1943 году была разобрана небольшая часть юго-восточных углов основания. Так посетители храма смогли увидеть около трех ранее скрытых барельефов.

Известно, что скрытый ярус облицован 160 каменными плитами с рельефами. Каждая плита представляет собой отдельную иллюстрацию с законченным сюжетом или сценой. Они взяты из буддийского трактата «Кармавибханга». Это слово состоит из двух – «действие/деяние» (karma) и «волна/поток» (wibhangga). Поэтому название трактата можно перевести как «течение жизни». Он содержит буддийские законы. Эта рукопись в настоящее время переведена на китайский язык и имеет важное значение для буддистов.

Считается, что Кармавибханга – одна из многих проповедей самого Будды, посвященная Закону Причины и Следствия, а также Кармическому Закону. Если верить последнему, судьба человека определяется его действиями (карма). Этот закон применим ко всем, будь то король, аристократ, священник или простолюдин.

Согласно исследователям, изучавшим скрытые барельефы, 123 каменных рельефа показывают различные действия, приводящие к одному и тому же результату, а остальные 37 – множество результатов, которые могут последовать из одного и того же действия. Читать барельефы нужно с востока, двигаясь по часовой стрелке в соответствии с движением солнца. Они оформлены в виде рассказа о жизни древнеяванского народа в IX-X веках нашей эры. При этом вырезанные эпизоды достаточно наглядны и понятны.

  • Так, например, один из сюжетов на скрытой панели рассказывает о том, что к временному перерождению и очень короткой жизни человека в будущем могут привести такие его действия в настоящем как убийство живого существа или подстрекание к убийству другого человека, поощрение или радость от чьего-то убийства, пожелание смерти другому человеку, подстрекательство к аборту, началу войны и некоторые другие причины, связанные с лишением чьей-то жизни. На рельефах короткая жизнь показана в виде мертвого ребенка или его скелета.
  • Еще один сюжет на скрытых барельефах рассказывает о десяти действиях, которые приводят к перерождению всех существ в качестве малоимущего человека. К таким действиям относятся воровство, подстрекательство другого человека к краже, радость по поводу чужого голода и так далее.
  • Часть изображений здесь посвящена образу жизни древнего яванского народа. На некоторые панелях изображены рис, бананы, манго, апельсины, дурианы, кукуруза. Другие рельефы показывают способы разжигания огня, приготовления пищи в глиняных горшках, ухода за больными или умершими, а также благотворительность, паломничество к святым местам и другие обряды древних яванцев.

Кроме того, скульпторы, создававшие эти барельефы, оставили на стене над ними 35 коротких надписей и символов, которые являлись рекомендациями по созданию будущих изображений и эпизодов. Эти надписи были сделаны санскритскими словами без именных падежных окончаний.

Интересно также, что несколько рельефов нижнего яруса остались незаконченными.

Корпус храма

К этой части храма относятся пять квадратных ярусов. Их еще называют телом Боробудура. Первый уровень расположен на расстоянии 7 метров от границы основания храма. Каждый следующий ярус меньше предыдущего на 2 метра. С краю они украшены балюстрадами. Таким образом на каждом уровне появляется небольшой коридор (галерея), стены и балюстрады которого украшены рельефными изображениями. Они считаются одними из лучших произведений искусства в буддийском мире.

В общей сложности на этом уровне 2612 барельефов (1300 повествовательных и 1212 декоративных панелей) примерно с 10 000 фигур. Их общая длина – более 2,5 километров. Сюжетно они разделены на 10 частей и распределены по стенам и балюстрадам в четырех галереях, начиная с восточной входной лестницы слева. Барельефы на стене читаются справа налево, а панели на балюстраде – слева направо. Это соответствует ритуалу обхода, который совершают паломники. Они движутся по часовой стрелке, сохраняя при этом читаемые барельефы справа от себя. Если точно следовать ритуалу, то весь ваш путь по всем галереям Боробудура составит около 5 километров.

Далее я коротко опишу для вас некоторые сюжеты, содержащиеся на барельефах в галереях:

  • Галерея на 1 ярусе
    Стены первой галереи имеют две наложенные друг на друга серии рельефов, каждая из которых состоит из 120 панелей. Верхняя часть изображает рождение Будды (лалитавистара) и его биографию, а нижняя часть стены и балюстрады рассказывают истории прошлой жизни Будды (джатака) и других легендарных людей (авадана).
    Изображения на барельефах рассказывают историю с самого начала, с сошествия Будды с небес. Здесь есть рельефы с изображением рождения Будды как принца Сиддхартх, сна его матери-королевы про белого слона с шестью бивнями, непосредственными родами, а также панели, показывающие различные приготовления на небесах и на земле к приветствию последнего воплощения бодхисаттвы (то есть человека, стремящегося к просветлению и состоянию Будды). Заканчивается история первой проповедью Будды после Просветления.
    Что касается историй о прошлой жизни Будды до его рождения, то на панелях есть его изображения как в человеческой, так и в животной форме. Тут он предстает в образе царя, изгоя, слона и других.
    Истории о других людях – аваданы – подобны джатакам, только главной фигурой тут является не сам бодхисаттва.
    Первые 20 нижних панелей в первой галерее на стене изображают святые деяния помощника бодхисаттвы Судханы. Он был индийским юношей и сыном богатого купца, который искал просветления.
    Первые 135 верхних панелей на балюстраде посвящены 34 легендам Джатакамалы. Это разновидность буддийской литературы, которая рассказывает о предыдущих жизнях Будды. Эти легенды включают в себя множество действий, духовных практик и персонажей, которые попадают в различные неприятности. Будда вмешивается в их жизни, чтобы решить их проблемы. Тем самым иллюстрируются великие качества Будды (например, щедрость, самопожертвование) и подаются буддийские уроки морали.
    Остальные 237 панелей в первой галерее изображают те же самые истории, только взятые из других источников.
    В результате, всего в первой галерее представлено 740 барельефов: 240 на стенах и 500 на балюстрадах.
  • Галерея на 2 ярусе
    Барельефы на балюстрадах второго яруса также содержат джатаки и аваданы. Некоторые из них даже повторяются (например, история царя Сибхи). Как и в первой галерее, сюжеты джатаки и аваданы находятся в одном ряду. Это значит, что с точки зрения буддизма они считаются равнозначными.
    На главной стене второго яруса содержатся барельефы, рассказывающие о странствиях индийского юноши Судханы в поисках Высшей Совершенной Мудрости. Они называются гандавьюха. Также здесь есть барельефы, содержащие пролог к истории чудес, которая произошла во время медитации Будды Шакьямуни в саду индийского буддийского монастыря Джета в городе Шравасти.
    В общей сложности во второй галерее содержится 228 барельефов – 128 на стенах и 100 на балюстрадах.
  • Галерея на 3 ярусе
    И на стенах, и на балюстрадах третьей галереи содержатся барельефы, также посвященные гандавьюхе. Здесь уже более подробно описываются странствия Судханы. Сначала он встречается со своим первым духовным другом и учителем – монахом Мегасри. После этого Судхана встречает на своем пути еще 53 учителя, среди которых монах Сарадхваджа, врач Мегха, банкир Муктака, мирская последовательница Аса, принцесса Майтраяни, монах Сударшана, мальчик по имени Индриешвара, банкир Ратначуда, бог Шива Махадева, царица Майя, бодхисаттва Майтрея и другие. Каждый духовный учитель дает Судхане знания и мудрость. Все эти встречи и показаны на местных рельефах.
    Всего в третьей галерее представлено 176 барельефов – по 88 на стенах и балюстрадах.
  • Галерея на 4 ярусе
    На барельефах четвертого яруса – и на стенах, и на балюстрадах – также содержатся изображения гандавьюхи. Они рассказывают о продолжении странствий Судхана, во время которых юноша отправляется в резиденцию великого бодхисаттвы Самантабхадры. Вместе с Буддой Шакьямуни и бодхисаттвой Манджушри бодхисаттва Самантабхадра образует Триаду Шакьямуни в буддизме Махаяны. Именно Самантабхадра дал десять великих обетов, которые являются основой бодхисаттвы.
    Вся серия четвертой галереи посвящена учению Самантабхадры. Повествовательные панели заканчиваются достижением Судханы Высшего Знания и Абсолютной Истины.
    В общей сложности в четвертой галерее содержится 156 барельефов – 84 на стенах и 72 на балюстрадах.

По мнению исследователей, храм Боробудур с его барельефами можно рассматривать как одну большую книгу для паломников и туристов. Ведь по мере совершения ритуального обхода каждого яруса посетители знакомятся с жизнью Будды и его учениями. Однако, помимо духовной и культурной, эти барельефы также представляют и историческую ценность. Ведь по ним исследователи в том числе изучали архитектуру, вооружение, моду, экономику и способы передвижения жителей Юго-Восточной Азии VIII века.

Кроме того, помимо вырезанных в камне барельефов, на этом уровне в специальных открытых стенных нишах и между балюстрадами находятся статуи Будды. Их средняя высота – 1,3 метра. Количество статуй уменьшается снизу вверх, как и размер ярусов. Всего их на этом уровне 432. В общей же сложности в Боробудуре, как пишут многие источники, содержится 504 статуи Будды. Это – как раз та причина, почему это место называют храмом тысячи Будд.

Некоторые статуи Будд на этом уровне отличаются друг от друга позами и положением рук:

  • 92 статуи, обращенные лицом на восток, символизируют момент просветления. Правая рука этих статуй лежит на колене, ее пальцы направлены вниз.
  • Другие 92 статуи расположены лицом на юг. Эти каменные Будды держат руки в положении, которое символизирует исполнение желаний. Правая рука этих статуй лежит на колене ладонью вверх, пальцы направлены вниз.
  • 92 статуи, обращенные лицом на запад, сидят в положении для медитации. Обе руки этих статуй лежат на ногах Будды, ладони при этом повернуты вверх, а большие пальцы соприкасаются.
  • Еще 92 статуи расположены лицом на север. Они символизируют уверенность и умиротворение людских страхов. Правая рука этих статуй поднята вверх ладонью наружу, пальцы при этом направлены вверх.

Стоит отметить, что в настоящее время статуй Будды здесь не 504, а меньше, и не все они находятся в идеальном состоянии. Более 300 статуй повреждены (в основном обезглавлены), а 43 статуи и вовсе отсутствуют. Все это – результат многолетнего вандализма со стороны как местных жителей, так и коллекционеров, и контрабандистов, и даже исследователей. При этом статуи и их головы из Боробудура находятся не только в частных коллекциях, но и в музеях (в основном западных). Ведь разграблением храма, к слову, занималось даже колониальное правительство Голландской Ост-Индии. Так, в 1896 году с его легкой руки целых восемь тележек (по другим данным, вагонов) с разными частями Боробудура были подарены королю Таиланда. Там были статуи Будды, горгулий и львов, 30 камней с барельефами, части лестниц, ворот и так далее. Часть этой коллекции в настоящее время выставлена в Национальном музее Бангкока. Кроме того, статуи, ранее украшавшие стены Боробудура, выставлены в этнографическом Тропическом музее в Амстердаме, в Национальном музее азиатских искусств Гиме в Париже и в Британском музее в Лондоне. Что интересно, ранее статуи также были представлены в некоторых немецких музеях. Однако в 2014 году Германия вернула Индонезии свою коллекцию и даже профинансировала ее восстановление в храме и дальнейшее сохранение объекта.

Верхняя часть храма

Эта часть Боробудура состоит из трех круглых террас. Барельефов здесь нет. Каждый следующий ярус, как и в теле храма, меньше предыдущего.

На каждом уровне находятся небольшие переплетенные колоколообразные ступы. Они покрыты отверстиям и напоминают собой клетки. Высота каждой ступы – около 3,5 метров.

Всего маленьких ступ 72:

  • На первой круглой платформе расположены 32 ступы
  • На втором ярусе находится 24 ступы
  • На третьем уровне расположены 16 ступ

Внутри этих ступ находятся статуи Будды, сидящие со скрещенными ногами в идеальной позе лотоса. Говорят, что тот, кто их потрогает, будет невероятно удачлив (но я вам этого делать не рекомендую).

Небольшие ступы расположены концентрически в три ряда вокруг одной большой ступы. Она считается главной. Ее высота – 8 метров, а диаметр – 15 метров. В отличие от маленьких ступ, большая является монолитной и не содержит отверстий. Внутри нее ничего нет. Нижняя часть главной ступы выложена ромбическими плитами, а верхняя – квадратными.

Максимальная высота Боробудура – 42 метра, если учитывать высоту чаттры, или зонтика, которая ранее венчала вершину центральной большой ступы. Без чаттры высота храма составляет 35,4 метров.

По середине каждой из четырех сторон храма расположены лестницы, ведущие посетителей на вершину памятника через ряд арочных резных ворот. Их охраняют 32 статуи льва. Главная дверь, являющаяся отправной точкой для чтения барельефов, расположена на восточной стороне.

Отмечу также, что Боробудур оборудован хорошей дренажной системой. Ее построили во время крупнейшей реставрации храма. Дренажные трубы и более 100 водостоков установлены по углам. Каждый водосток скрыт в резной горгулье, драконе или великане.

Дальше я несколько слов скажу о символизме храма Боробудур.

Символизм храма

Десять уровней Боробудура иллюстрируют философию школы Махаяны, которая описывает концепцию вселенной, а также уровни естественного разума в буддийских учениях. Подобно книге, Боробудур описывает десять уровней бодхисаттвы, которые необходимо пройти, чтобы достичь совершенства Будды. Каждая платформа – это одна ступень просветления.

Согласно вертикальной пространственной буддийской космологии, храм можно представить в виде трех основных частей.

Каждая из них символизирует один из миров:

  • Основание храма
    Фундамент, основание храма и его скрытый уровень называют Камадхату. Эта часть символизирует мир страстей и царство вожделения, в котором до сих пор господствуют низшие желания, корысть и похоть. В этом мире живут обычные люди.
  • Тело, или корпус храма
    Пять видимых квадратных платформ – это тело храма. Эту часть называют Рупадхату. Она символизирует мир форм. В этот мир попадают люди, которые смогли побороть свои низменные желания и страсти, однако они все еще обременены своим телом и его видимостью. Этот уровень – промежуточный мир между земным и небесным.
  • Верхняя часть храма
    Три яруса в виде кругов со ступами символизируют собой бесформенный, неосязаемый и духовный верхний мир. Эта часть называется Арупадхату. Здесь человек свободен не только от всех желаний, но и уз формы и образа. Однако он все еще не достиг нирваны.
    Статуи Будды, заключенные в небольшие ступы с отверстиями, видны не очень четко. Такой дизайн отражает концепцию перехода Будды в состояние бестелесности.
    Высший уровень, описывающий отсутствие совершенной формы, символизируется формой самой большой и высокой ступы. Считается, что эта ступа, оставленная пустой, означает высшую мудрость, совершенное безмолвие и небытие, где человеческая душа свободна от желаний, форм и цикла сансары.

Теперь вы знаете, как выглядит храм Боробудур и что он из себя представляет. Дальше я несколько слов скажу о территории, на которой он находится, и о том, что здесь расположено.

Территория храма

Храм Боробудур находится в центре большого паркового комплекса. Его примерная площадь – около 1 квадратного километра. Со всех сторон храм окружен пышной тропической зеленой растительностью и многочисленными дорожками, по которым вы можете прогуляться, спрятавшись в тени деревьев от жаркого индонезийского солнца.

Подробную карту парка и объектов, которые здесь расположены, вы найдете при въезде на территорию Боробудура. Также здесь повсюду есть указатели на английском и индонезийском языках. Например, на территории паркового комплекса Боробудур вы с легкостью найдете музеи, садовые и парковые зоны отдыха, рестораны, сувенирные магазины, смотровые площадки, парковки, отель, мечеть, несколько административных зданий и туалеты.

Однако интересными для туристов местами на территории храма – помимо, разумеется, самого храма – я бы назвал следующие объекты:

  • Музей Кармавибхангга (Karmawibhangga Museum)
    Это археологический музей, расположенный на территории паркового комплекса. Он построен в традиционном яванском стиле. Одними из его главных экспонатов являются сфотографированные изображения барельефов на скрытом подножии Боробудура. Также здесь находятся разные археологические артефакты, найденные вокруг храма, и документы по реставрации, проведенной с 1975 по 1982 год под руководством ЮНЕСКО.
    Кроме того, в этом музее хранится около 4000 оригинальных камней и резных фигурок храма. Это и каменные блоки в разобранном виде, и декоративные панно, и части барельефов, и фрагменты статуй Будды. Все они хранятся под открытым небом на территории музейного комплекса. Здесь же представлена чаттра (зонтик), которая ранее служила вершиной главной ступы Боробудура.
  • Музей кораблей Самудра Ракса (Museum Kapal Samudra Raksa)
    Это музей морской истории архипелага. Он был открыт в 2005 году. В этом музее хранится точная копия корабля, который был построен после того, как бывший солдат британского Королевского флота по имени Филипп Бил в 1982 году посетил храм Боробудур, увидел на одном из барельефов изображение корабля и захотел его реконструировать. Корабль построили в 2002 году. Его назвали «Самудра Ракса», что переводится как «Хранитель океана». После совершения первого пробного рейса корабль признали пригодным для плавания в море.
    15 августа 2003 года Самудра Ракса совершил экспедицию по торговому маршруту, известному как Коричный путь. Маршрут лежал из столицы Индонезии Джакарты в Гану в Западной Африке. Путь занял примерно 6 месяцев и длился до 23 февраля 2004 года. Вся документация, связанная с этой экспедицией, а также коллекция исторических предметов тоже представлены в этом музее.
  • Площадь главного вида (Marga Utama)
    Так называется площадка, ведущая к храму Боробудур, с которой открывается прекрасный вид на древний памятник. Площадь представляет собой вымощенную серым кирпичом дорожку с двумя пешеходными полосами, окруженную тропическими деревьями. Между дорожками находится зеленый разделительный газон. Во время крупных буддийских праздников на этой дорожке располагаются разные палатки и стенды.
  • Смотровая площадка на холме Даги (Bukit Dagi)
    Эта смотровая площадка расположена на холме высотой 275 метров. Она находится в 10-15 минутах ходьбы от храма. Отсюда вы сможете увидеть храм Боробудур целиком. Особый шарм виду будут придавать густые тропические джунгли, над которыми величественно и возвышается Боробудур. В идеале сюда нужно приходить на рассвете или закате.

С другими интересными объектами на территории паркового комплекса вокруг Боробудура вы можете ознакомиться на официальной сайте парка https://borobudurpark.com/. Он доступен на индонезийском и английском языках.

Теперь вы знаете все о храме Боробудур и его территории. Надеюсь, благодаря моему рассказу вы смогли составить четкое представление об этом месте.

В следующем разделе я собрал для вас всю информацию об истории этого места.

История храма Боробудур

Доподлинно неизвестно, зачем, когда и кем именно был построен храмовый комплекс Боробудур. До нас не дошли никакие письменные свидетельства, которые могли бы пролить свет на ситуацию. Однако проведенные на месте геологические исследования показали, что примерное время постройки храма – около 800 года нашей эры (если быть точнее, то между 760 и 830 годами). Эту дату выявили на основе сравнения типа письма, которое нашли на закрытом подножии, с письмом, которое использовалось в королевских надписях VIII и IX веков. В это время на Центральной Яве правила буддийская династия Шайлендра. С санскрита название династии переводится как «Цари гор». Также на Центральной Яве в это же самое время присутствовала индуистская династия Санджая. По некоторым данным, обе династии жили в относительном мире.

По разным оценкам, Боробудур строили около 75-100 лет. Как я уже рассказывал выше, для его строительства использовали прочную магматическую горную породу андезит.

Главным архитектором Боробудура (а также храмов Мендут и Павон) называют Гунадхарма. Говорят, он приехал на Яву из Индии. Однако никаких исторических сведений об этом человеке и его жизни нет. Неизвестно, существовал ли он на самом деле. Он упоминается лишь в яванских сказах и легендах.

Вулкан Мерапи и забвение храма

Храм Боробудур был построен около действующего вулкана Мерапи. Его высота – 2910 метров над уровнем моря. Название вулкана представляет собой соединение санскритского слова «meru», которое переводится как «гора», и яванского слова «api», означающего «огонь». Таким образом, буквально «Мерапи» переводится как «огненная гора». Вероятнее всего, такое название вулкану дали из-за его постоянной активности. Это самый активный вулкан в Индонезии. Он регулярно извергается, начиная с 1548 года. Небольшие извержения происходят каждые 2-3 года, а более крупные – каждые 10-15 лет. Кроме того, над вершиной вулкана часто можно увидеть дым, поднимающийся из жерла.

Мерапи относится к стратовулканам. Это значит, что он имеет коническую форму, а его склоны сложены из множества затвердевших слоев лавы, вулканического пепла и тефры. Также Мерапи считается очень молодым вулканом – его возраст всего лишь около 400 000 лет. Он образовался в плейстоцене, то есть во время ледникового периода.

Почему я так много говорю о вулкане, который находится около Боробудура, спросите вы. А все дело в том, что Мерапи, как я уже упоминал в начале статьи, сыграл далеко не последнюю роль в его судьбе.

Вулкан Мерапи регулярно извергается не только с XVI века. Он активно извергался и до этого. Согласно некоторым ученым, изучавшим отложения вулканического пепла в Центральной Яве, одно из сильнейших его извержений произошло в начале XI века, ориентировочно в 1006 году. В результате этого извержения вся центральная часть Явы – в том числе и храм Боробудур – покрылась толстым слоем вулканического пепла. Скорее всего, это событие вынудило местных жителей покинуть равнину и оправиться на поиски более безопасного места. В итоге огромный храмовый комплекс опустел и остался лежать под слоем пепла. Периодические извержения Мерапи продолжали засыпать Боробудур все больше и больше. И вот на месте храма появился холм. Кроме того, со временем на плодородной вулканической почве выросли целые джунгли. Холм покрыли деревья и кустарники. И вот так самый крупный буддийский храм в мире канул в небытие на целых 800 лет.

К слову, следующие крупнейшие извержения Мерапи были зарегистрированы в 1786, 1822, 1872, 1930 и 2010 годах.

Существует еще одно мнение, согласно которому местные жители покинули эти места еще раньше, где-то между 928 и 1006 годами. Именно в это время король Мпу Синдок, последний король династии Санджая, захвативший власть в этих землях, перенес центр яванской цивилизации и центр королевства Матарам из Центральной Явы в Восточную, в долину реки Брантас. Сделал он это либо из-за постоянных извержений вулкана, либо, по другим данным, из-за вторжения на эти земли древнего малайского царства Шривиджая. Династия Шайлендра, по некоторым источникам, примерно в это же самое время переместилась на остров Суматра.

В любом случае, храмовый комплекс Боробудур был оставлен людьми на несколько столетий. Паломничество буддистов к нему постепенно сошло на нет, и о нем стали забывать. С течением времени истории о нем больше становились похожи на вымышленные рассказы, небылицы и сказки. Он стал частью местного фольклора. Способствовало скорейшему забвению буддийского Боробудура и принятие яванцами ислама. Эта религия начала активно распространяться среди индонезийских народов в XIII-XV веках.

Вероятнее всего, первое упоминание храма Боробудур в письменной форме относится к 1365 году. Это место вскользь упоминается в рукописи «Какавин Нагаракретагама», написанной известным придворным яванским поэтом Мпу Прапанчи. Эта рукопись представляет собой древнеяванскую хвалебную речь яванскому королю империи Маджапахит и содержит подробные описания не только империи Маджапахит во времена ее наибольшего развития, но и описания важных индуистских и буддийских храмов и дворцов, а также нескольких церемониальных обрядов. В том числе в этой рукописи мельком упоминается «Вихара в Будуре». Ученые сошлись во мнении, что это упоминание относится именно к храму Боробудур.

Повторное открытие храма

Повторное открытие храмового комплекса Боробудур произошло в 1814 году. В этот период остров Ява находился под контролем Британской империи. Англичане захватили его в 1811 году и оставались здесь до 1816 года. До и после этого периода власть на Яве удерживали голландцы.

Во время нахождения британцев на острове генерал-губернатором Голландской Ост-Индии был назначен сэр Томас Стэмфорд Бингли Раффлз. У него был особый интерес к яванской истории. Он собирал античные артефакты древнего яванского искусства и делал заметки об истории и культуре Явы. Их он записывал на встречах с местными жителями во время своих путешествий по острову. Так, в 1814 году во время его визита в город Семаранг ему сообщили о существовании большого памятника глубоко в лесу недалеко от деревни Бумисегоро. Он отправил туда на разведку голландского инженера Германа Кристиана Корнелиуса. Тот и нашел храм Боробудур по его торчащим из-под земли ступам.

За два месяца Корнелиус и 200 его подчиненных вырубили деревья и кусты, выросшие на холме, и частично очистили храм от слоя вулканической почвы. Однако из-за угрозы оползней в этот раз храм выкопали не полностью. Это удалось сделать лишь в 1835 году делегации под руководством голландского правительственного чиновника Голландской Ост-Индии Кристиана Людвига Хартманна. Они полностью раскопали Боробудур. С тех пор началось активное исследование этого храма и его барельефов разными инженерами и учеными.

Первое детальное исследование памятника было завершено в 1859 году. Первая большая монография, посвященная Боробудуру, была опубликована в 1873 году. А годом ранее была сделана первая фотография храма. В 1885 году, как я уже рассказывал выше по тексту, у подножия Боробудура был обнаружен скрытый ярус с дополнительными барельефами.

В конце XIX века правительство Голландской Ост-Индии приняло решение о масштабной реставрации храма. Это было необходимо для его сохранения. Ведь со временем Боробудур стал ветшать и разваливаться, существовала вероятность его обрушения. Также необходимо было оборудовать здесь дренажную систему, укрепить ступы и балюстрады, восстановить пол, убрать все незакрепленные и сломанные камни, а также восстановить главный купол. Окончательный план по реставрации Боробудура был принят в 1905 году. Работы оценивались примерно в 48 800 голландских гульденов (это более 1 700 000 долларов США по нынешнему курсу).

Реставрация началась в 1907 году под руководством голландского армейского инженера Теодора ван Эрпа. Первые семь месяцев реставрации были посвящены раскопкам территории вокруг памятника в поисках недостающих голов Будды и камней-панелей. Были разобраны и перестроены три верхние круглые платформы и ступы, очищены все балюстрады и скульптуры. Также была принята попытка восстановить чаттру на главной ступе. Однако позднее ее разобрали и отправили в музей. Реставрация была завершена через 4 года.

Стоит отметить, что реставрация 1907-1911 годов не решила проблему дренажа храма, так как была в первую очередь сосредоточена на очистке скульптур. В результате через 15 лет стены галереи провисли, на барельефах появились новые трещины. Конечно, небольшие реставрации храма постоянно проводились по мере необходимости, но они не могли сдерживать его начавшееся постепенное разрушение. Боробудуру требовался новый капитальный ремонт. Усугубила ситуацию и Вторая мировая война, и начавшаяся после этого индонезийская национальная революция. Работы по восстановлению Боробудура были остановлены. Вода и отсутствие нормальной дренажной системы продолжали разрушать памятник. В итоге он обветшал еще больше и к 1950 году появилась реальная угроза его обрушения. Правительству Индонезии нужно было придумать план по восстановлению буддийской святыни. Своих денег на это у них не было.

ЮНЕСКО

В 1965 году Индонезия обратилась в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) за помощью. Правительство спрашивало у организации совет, как можно предотвратить выветривание и разрушение Боробудура. В 1968 году известный индонезийский археолог и историк Сукмоно (Soekmono), тогдашний глава Археологической службы Индонезии, начал активную кампанию под названием «Спасите Боробудур», стремясь организовать масштабный проект реставрации. В это же время правительство Индонезии обратилось к международному сообществу с просьбой провести капитальный ремонт Боробудура, чтобы защитить его от разрушения.

В 1973 году был разработан генеральный план восстановления храма. Свой вклад в виде добровольных взносов на реставрацию внесли Австралия, Бельгия, Германия, Кипр, Франция и некоторые другие страны. После этого правительство Индонезии и ЮНЕСКО начали полномасштабную реконструкцию памятника в рамках большого проекта. Работы начались в 1975 году.

В результате этой реставрации более миллиона камней были разобраны, идентифицированы, пронумерованы, очищены и обработаны. В это время как раз отрабатывались новые методы консервации памятников и способы борьбы с разрушающими каменные стены микроорганизмами. В итоге были разобраны и пять квадратных платформ. Фундамент был стабилизирован, грунт укреплен, все 1460 панелей были очищены и также обработаны. Внутри памятника были проложены дренажные трубы и каналы. Их замаскировали различными статуями и фигурами.

Всего в восстановлении памятника приняли участие около 600 человек. Общая стоимость реставрации составила 6 901 243 доллара США. По нынешнему курсу это более 47 000 000 долларов.

После завершения реконструкции в 1991 году организация ЮНЕСКО включила храмовый комплекс Боробудур в список памятников Всемирного наследия. Это произошло на пятнадцатой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила с 9 по 13 декабря 1991 года в древнем городе Карфаген (Тунис). Боробудур попал туда под номером №592. Его критериями отбора были (i), (ii) и (vi).

Вот как они расшифровываются:

  • Критерий (i) – объект должен представлять собой шедевр человеческого творческого гения
  • Критерий (ii) – объект должен демонстрировать важный обмен человеческими ценностями в развитии архитектуры или технологий, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна на протяжении определенного периода времени или в пределах конкретного культурного региона
  • Критерий (vi) – объект должен быть прямо или осязаемо связанным с событиями или живыми традициями, с идеями или верованиями, с художественными и литературными произведениями, имеющими выдающееся мировое значение

К слову, в эту же сессию в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО был включен и индонезийский храмовый комплекс Прамбанан (Candi Prambanan, Prambanan Buddhist temple), который находится в непосредственной близости от Боробудура (примерно в 36 километрах). К другим объектам, внесенным в список всемирного наследия в этот же год, относятся такие известные места и мировые достопримечательности как исторический город Сукре в Боливии, национальный парк Серра-да-Капивара в Бразилии, крепость Суоменлинна в Финляндии, берега реки Сена в Париже, город-остров Мозамбик, золотой храм Дамбулла на Шри-Ланке, исторический город Аютия в Таиланде, монастырь Поблет в Испании, исторический центр перуанского города Лима и прочие.

Современный статус храма

В июне 2012 года Боробудур был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший буддийский храм в мире.

В настоящее время храмовый комплекс Боробудур является самой посещаемой достопримечательностью Индонезии. Даже в ковидный 2021 год его посетили почти полмиллиона человек. Это число выросло до полутора миллионов туристов в 2022 году и до двух миллионов в 2023 году.

Храм Боробудур активно используется как место поклонения и паломничества. Самые масштабные мероприятия на его территории проходят во время буддийского праздника Весак. Это день рождения Будды. Праздник обычно выпадает на май или июнь. В это время здесь собирается много народу. Празднование сопровождается ритуальной церемонией, во время которой паломники проходят через Мендут и Павон до Боробудура.

Если говорить о современных проблемах, с которыми приходится сталкиваться храму Боробудур, то это в первую очередь, разумеется, вандализм со стороны посетителей и их большое количество в принципе.

Несмотря на предупреждающие знаки на всех уровнях ничего не трогать и присутствие на объекте охраны, к сожалению, вандализм со стороны туристов в отношении рельефов и статуй до сих пор существует. Люди пытаются отломить и вынести из храма хоть маленький каменный кусочек. В результате состояние памятника ухудшается. Этому способствует и большое количество посетителей. Туристы, поднимающиеся по узкой лестнице, спровоцировали износ ее каменных ступеней. Они стали гладкими и тонкими. Вот почему часть лестниц в Боробудуре покрыта деревянными конструкциями. В связи с этим (и, разумеется, вандализмом) с 2020 года в храм разрешено входить максимум 1200 посетителям в день в сопровождении местных гидов. На осмотр достопримечательности туристам отводится всего лишь 1 час.

Не стоит забывать о близлежащем вулкане Мерапи, который в свое время «похоронил» храм Боробудур и половину Центральной Явы под толстым слоем пепла. Он до сих пор извергается. Так, например, храм сильно пострадал от его извержения в октябре и ноябре 2010 года. Вулканический пепел долетел до Боробудура и укрыл его слоем 2,5 сантиметра, засорив его дренажную систему. К счастью, волонтеры, вооружившись строительными пылесосами, за несколько дней очистили храм. Однако работникам все же пришлось разбирать часть Боробудура, чтобы почистить его дренажную систему от пепла и скопившегося там мусора. Из-за этого пришлось демонтировать более 55 000 каменный блоков. Деньги на это вновь выделила организация ЮНЕСКО.

В следующем разделе я коротко расскажу вам о том, как добраться до Боробудура.

Как добраться до храма

Добраться до храма Боробудур можно несколькими способами.

Это можно сделать:

  • На общественном транспорте из Джокьякарты
  • На такси из Джокьякарты
  • В составе организованной экскурсии
  • С индивидуальным гидом

Первый способ хоть и считается самым недорогим, но связан с некоторыми неудобствами. Во-первых, автобусы и прочий общественный транспорт ездят строго по расписанию. В случае чего, водители не будут ждать задержавшихся туристов. Во-вторых, от автобусной станции Боробудур, расположенной по адресу Jalan Pramudyawardhani No.19A, Dusun XV, Borobudur, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang, нужно идти еще около километра до самого храма. В-третьих, автобусы не всегда бывают чистыми и комфортными. Они также могут сломаться и вообще не прийти на станцию.

Второй способ – такси – подходит лишь для туристов, которые остановились в Джокьякарте. Он считается достаточно дорогим. Также вы можете столкнуться с проблемой обратного трансфера. Ведь таксисты не будут ждать именно вас около храма, а уедут обратно с другими туристами.

Под «составом организованной экскурсии» я подразумеваю большие туристические группы, сопровождаемые одним гидом. Чаще всего эти группы собираются либо в одном отеле, либо из путешественников одного туроператора. У таких экскурсий есть как плюсы, так и минусы. Например, они стоят относительно недорого. Также для организованных групп заказывается отдельный большой автобус. К минусам такой экскурсии я бы отнес малую вовлеченность гида в путешествие и отсутствие индивидуального подхода к каждому человеку и его нуждам. А ведь все люди разные.

Если же вам в путешествии важны личный контакт с вашим сопровождающим, если вы любознательны и хотите в поездке задавать любые вопросы вашему гиду, если вы хотите узнать больше, чем обычное описание храма, и если вы прежде всего цените комфорт, я рекомендую вам обращаться к частным гидам. Например, вы можете обратиться за помощью ко мне. Я организую для вас экскурсию к храму Боробудур в лучшем виде и с учетом ваших пожеланий. Я также помогу вам с организацией поездки к Боробудуру с острова Бали. Плюс, если вы захотите, в рамках этой экскурсии мы посетим с вами не только этот храм, но и другие достопримечательности, расположенные поблизости. Их список мы составим с вами индивидуально, исходя из ваших пожеланий.

Информацию о том, как со мной связаться, вы можете найти на странице Контакты.

Со списком моих экскурсий – в основном по острову Бали – читайте в разделе Экскурсии.

Также вы можете прочитать о моих услугах на странице Такси на Бали.

Что посмотреть рядом с храмом Боробудур

Многие туристы, путешествуя по разным странам мира, хотят узнать как можно больше о том месте, куда они приехали. Поэтому, отправляясь к какой-либо достопримечательности, они стараются посетить и другие интересные места поблизости. Для таких туристов я подготовил небольшой блок с описанием интересных мест и объектов, которые находятся рядом с храмовым комплексом Боробудур.

Слоновьи ворота Кембанглимус (Gerbang Gajah Kembanglimus)

По сути, это место представляет собой большую прогулочную площадку, где вы и ваши дети смогут отдохнуть. Здесь очень просторно, есть места для отдыха, зеленые деревья, яркие клумбы, многочисленные развлечения для детей и ларьки с едой. А главная фишка этого места – большие красивые светлые ворота с двумя объемными темными слонами, которые из них выходят. Выглядит это очень интересно.

Ворота находятся в 3 километрах от храма Боробудур.

  • Адрес: Jalan Sudirman, Nglepon, Kembanglimus, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 06:00-21:00 (ежедневно)

Церковь Мерпати Путих на холме Рема (Bukit Rhema Gereja Merpati Putih)

Как бы странно это ни звучало, но это место – церковь в виде большой белой курицы с красным клювом и желтой короной. Она скрыта в тропических джунглях. Чтобы попасть к церкви, нужно пройти около 200 метров в гору. Сделать это можно либо пешком, либо на шаттле (он стоит 15 000 индонезийских рупий). Проехать к церкви на машине или байке не получится. Транспорт нужно оставить на просторной парковке внизу.

В церкви 7 этажей, и все они открыты для посетителей. Только учтите, что подниматься наверх придется по крутым лестницам. Самым интересным здесь является красивый вид на гору Мерапи и храм Боробудур, который открывается из короны на голове курицы. Также здесь есть бесплатная экскурсия по церкви продолжительностью 10-15 минут.

  • Адрес: Karangrejo Gombong, Kurahan, Kembanglimus, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 06:00-18:00 (ежедневно)
  • Стоимость входного билета: 25 000 индонезийских рупий на человека (взрослые и дети)
  • Сайт: https://www.bukitrhema.com/

Храм Нгавен (Candi Ngawen)

Храм Нгавен находится в 5,9 километрах от храма Мендут и в 8,8 километрах от Боробудура. Он представляет собой еще один объект исторического культурного наследия, расположенный в Центральной Яве. Раньше этот храм представлял собой комплекс из 5 сооружений. Все они были обращены на восток. В настоящее время в целости тут сохранился только один небольшой буддийский храм. Остальные представляют собой руины, находящиеся в процессе восстановления.

Территория храмового комплекса со всех сторон окружена пальмами. Находится Нгавен на перекрестке деревенских дорог, поэтому найти его не составит труда. Что интересно, он также располагается на одной линии с храмами Боробудур, Мендут и Павон.

Одной из уникальных особенностей этого места являются 4 статуи льва, расположенные по углам храма. Также внутри Нгавена были обнаружены статуи Будды.

  • Адрес: 97WC+8XC, Unnamed Road, Ngawen, Kec. Muntilan, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 08:00-16:00 (ежедневно)
  • Вход в храм свободный

Большая мечеть Ан-Нур (Masjid Agung An-Nuur Kota Mungkid)

Индонезия – мусульманская страна, поэтому здесь достаточно много мечетей. Самой интересной в этом районе кажется мечеть Ан-Нур. Она находится в городе Мунгкид, в 2,5 километрах от храма Боробудур. Ее построили в 1984 году. Особенный интерес вызывает высокий бело-зеленый минарет мечети и ее ухоженная территория, на которой живут олени. Их можно покормить купленными здесь же овощами.

  • Адрес: C64C+G53, Jalan Soekarno Hatta, Sawitan II, Sawitan, Kec. Mungkid, Kabupaten Magelang
  • Часы работы: 16:30-19:30 (ежедневно)

Описанные выше достопримечательности находятся в Центральной Яве, в непосредственной близости от храмового комплекса Боробудур. Помимо них вы также можете посетить несколько мест в соседнем регионе Джокьякарта. Ниже я приведу лишь некоторые интересные объекты. На самом же деле что здесь, то в Центральной Яве огромное количество исторических памятников, храмов и достопримечательностей. Гулять тут можно неделями.

Город Джокьякарта (Kota Yogyakarta)

Джокьякарта имеет статус особого административного региона. Она также является единственным индонезийским королевским городом, который все еще управляется монархией. Находится Джокьякарта примерно в 40 километрах от храмового комплекса Боробудур. Именно с него обычно начинают свое путешествие многие туристы, прибывающие в эти места и желающие посетить окрестные достопримечательности.

Город Джокьякарта считается центром классического яванского изобразительного искусства и культуры. Здесь чтят такие культурные явления как батик, балет, поэзия и литература, кукольные представления, музыка и другие. Кроме того, Джокьякарта считается центром классического индонезийского образования. Здесь много школ и университетов, а также музеев и картинных галерей, храмов и прочих достопримечательностей.

Храмовый комплекс Прамбанан (Candi Prambanan)

В 17 километрах к востоку от Джокьякарты, у южного склона вулкана Мерапи расположился еще один известный храмовый комплекс Центральной Явы – Прамбанан. В отличие от Боробудура, этот комплекс – индуистский. Он посвящен Тримурти – трем верховным индуистским божествам (Брахме, Вишну и Шиве).

Прамбанан является крупнейшим индуистским храмом в Индонезии и вторым по величине в Юго-Восточной Азии после камбоджийского Ангкор-Вата. Вероятнее всего, он был построен в IX-X веках правителем государства Матарам. Особенностью этого храма является его высокая и остроконечная архитектура, каменные шпили, а также возвышающееся центральное здание высотой 47 метров внутри большого комплекса отдельных храмов. Вместе с Боробудуром это место было признано памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.

Обратите внимание, что туристы могут приобрести один билет для посещения храмов Боробудур и Прамбанан. Это выйдет дешевле, чем покупка двух отдельных билетов. На посещение двух мест путешественникам дается два дня.

  • Адрес: Jalan Raya Solo — Yogyakarta No.16, Kranggan, Bokoharjo, Kec. Prambanan, Kabupaten Sleman, Daerah Istimewa Yogyakarta
  • Часы работы: 06:30-17:00 (ежедневно)
  • Сайт: https://borobudurpark.com/temple/prambanan/

Дворец Рату Боко (Situs Ratu Baka)

Дворец Рату Боко находится примерно в 3 километрах к югу от храмового комплекса Прамбанан и в 18 километрах от города Джокьякарта. Поэтому это место часто посещают вместе с храмовым комплексом Прамбанан.  Расположен дворец на холме высотой 196 метров над уровнем моря. Общая площадь комплекса составляет около 25 гектаров. Здесь можно вдоволь нагуляться и проникнуться особенной атмосферой.

Если быть откровенным, то Рату Боко – это не совсем дворец. Это место представляет собой руины королевского дворца. Считается, что здесь жили представители династии Шайлендра. А вокруг дворцовых руин во время раскопок были обнаружены остатки жилых кварталов.

Если вы хотите сэкономить, вы можете купить один билет для посещения храма Прамбанан и дворца Рату Боко. Также есть возможность купить один билет для посещения храма Боробудур и дворца.

  • Адрес: Jalan Raya Piyungan — Prambanan No.2, Gatak, Bokoharjo, Kec. Prambanan, Kabupaten Sleman, Daerah Istimewa Yogyakarta
  • Часы работы: 07:00-17:00 (ежедневно)
  • Сайт: https://borobudurpark.com/temple/ratu-boko/

Водопад Сидохарджо (Air Terjun Sidoharjo)

Этот водопад находится рядом с храмом Боробудур – в 7 километрах от него по прямой линии. Однако географически он расположен на территории округа Джокьякарта.

Водопад Сидохарджо – достаточно высокий. Вода падает с каменной скалы, окруженной пышной растительностью. Туристов здесь почти не бывает, поэтому и атмосфера здесь соответствующая – тихая, спокойная и умиротворенная. Слышно лишь шум падающей с огромной высоты воды. Дорога сюда пролегает через яркое рисовое поле.

Обратите внимание, что приезжать к водопаду стоит только в сезон дождей. Тогда он будет красивым и полноводным. А вот в сухие сезоны от поездок сюда стоит воздержаться, так как здесь может не быть воды. Вряд ли вы захотите любоваться тонкой струйкой, пусть и падающей с высоты нескольких десятков метров.

  • Адрес: 86J2+3Q3, Sumoroto, Sidoharjo, Kec. Samigaluh, Kabupaten Kulon Progo, Daerah Istimewa Yogyakarta

В завершении статьи я дам несколько полезных советов по посещению храма Боробудур.

Советы по посещению храма

Храм Боробудур – это такое место, к которому люди специально приезжают не только из других регионов Индонезии, но и со всех уголков мира. Часто заезжают сюда и туристы, отдыхающие на соседнем острове Бали. Поэтому, чтобы ничто не омрачило вашу поездку, обязательно прочитайте мои советы ниже.

Но прежде всего – общая информация:

  • Адрес храма: Jalan Badrawati, Kw. Candi Borobudur, Borobudur, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang
  • Вход на его территорию находится по адресу: Jalan Badrawati No.9, Kw. Candi Borobudur, Borobudur, Kec. Borobudur, Kabupaten Magelang
  • Часы работы храма: 06:30-16:30 (вторник-воскресенье)
  • Сайт храмового комплекса: http://borobudurpark.com/te

Еще раз обратите внимание на тот факт, что в понедельник попасть в храм Боробудур не получится. В этот день вы сможете прогуляться лишь по его территории.

Стоимость входных билетов:

  • Входной билет на территорию Боробудура без посещения самого храма – 387 500 индонезийских рупий (взрослый) и 232 500 индонезийских рупий (детский)
  • Полный входной билет, позволяющий подняться на храм Боробудур, – 455 000 индонезийских рупий (взрослый) и 305 000 индонезийских рупий (детский)

Детский билет продают детям до 10 лет включительно. Дети до 3 лет могут пройти на территорию храмового комплекса бесплатно.

Вот что еще важно знать о билетах:

  • Билеты нужно покупать только на официальном сайте храмового комплекса – https://ticketcandi.borobudurpark.com/
  • Билеты приобретаются на конкретную дату и действительны только в соответствии с ней
  • Обратите внимание, что билеты покупаются не только на определенный день, но еще и на конкретное время (вы можете выбрать его во время оформления)
  • Если вы не можете выбрать желаемое время посещения Боробудура, это значит, что оно уже занято
  • Билеты действительны только один раз
  • Билеты, которые вы покупаете на сайте, невозвратные
  • Билет, позволяющий подняться на храм Боробудур, также включает в себя аренду специальной обуви для посещения храма и услуги экскурсовода

Чтобы воспользоваться электронным билетом, покажите его QR-код сотруднику на стойке перед входом на территорию парка Боробудур. Работник отсканирует его и выдаст вам специальный браслет. Этот браслет нужно будет отсканировать перед входом в храм.

Также обратите внимание на следующее:

Чтобы защитить и сохранить храм, было установлено ограничение на количество туристов, поднимающихся на Боробудур, в 1200 человек в день. Это ограничение распространяется и на местных туристов, и на иностранцев.

Каждый турист покупает билет на конкретное время, или сеанс.

Всего их восемь:

  • Сеанс в 08:30 – туристы поднимаются в храм с 09:00 до 10:00
  • Сеанс в 09:30 – туристы посещают храм с 10:00 до 11:00
  • Сеанс в 10:30 – туристы находятся в храме с 11:00 до 12:00
  • Сеанс в 11:30 – туристы поднимаются в храм в 12:00 и выходят в 13:00
  • Сеанс в 12:30 – туристы посещают храм с 13:00 до 14:00
  • Сеанс в 13:30 – туристы находятся в храме с 14:00 до 15:00
  • Сеанс в 14:30 – туристы поднимаются в храм с 15:00 до 16:00 WIB
  • Сеанс в 15:30 – туристы посещают храм с 16.00 до 17:00

Внимательно следите за временем и не опаздывайте к началу вашей экскурсии!

Вот что еще важно знать перед посещением храмового комплекса:

  • Входные ворота на территорию храма Боробудур закрываются за 30 минут до конца рабочего времени.
  • Каждый турист, поднимающийся на Боробудур, должен надевать специальную обувь. Она называется упанат. Она входит в стоимость входного билета. Получить ее можно перед лестницей, ведущей к храмовому памятнику Боробудур. После окончания экскурсии эту обувь вы можете забрать с собой.
  • При входе на территорию Боробудура всех туристов делят на группы по 10-15 человек и закрепляют за определенным гидом, говорящем на индонезийском или английском языках. Гид будет сопровождать вас от стойки регистрации и до выхода из храма. Если же вы приедете в храм со своим гидом, то за него придется дополнительно заплатить. Для иностранных туристов эта сумма составляет 30 000 индонезийских рупий.
  • Для посещения храма посетителям рекомендуют надевать белую одежду. Но это, конечно, лишь рекомендация.
  • В храм нельзя входить в открытой одежде. Ваши руки, грудь и ноги должны быть прикрыты. Для этого вы можете взять на территории храма специальные парео.
  • Вход на Боробудур осуществляется через восточную главную дверь, а выход – через западную дверь.
  • Время, отведенное на пребывание в Боробудуре, составляет максимум 1 час с момента начала подъема по лестнице храма. Задержаться на большее время в храме не получится.
  • На территории храма туристы должны следовать за своим гидом и не мешать другим посетителям.
  • На территории Боробудура туристам не разрешается употреблять еду и напитки, курить, выбрасывать здесь какой-либо мусор, взбираться на стены храма, прикасаться к рельефам, писать что-то на камнях, запускать дроны, употреблять пищу. Также посетителям не разрешается приходить в храм с домашними животными и приносить с собой оружие.
  • После выхода из Боробудура сотрудник службы безопасности вновь будет сканировать ваш браслет. Это делается для того, чтобы посчитать количество туристов, которые вышли из храма.
  • Выходя с территории храма, вы будете проходить мимо небольшого рынка с сувенирными лавками. Будьте аккуратны в этот момент! Многие туристы жалуются на агрессивное поведение продавцов.
  • Луше всего посещать храм Боробудур утром в будний день. В это время здесь меньше всего туристов. В дневное время и в выходные они в храм приезжает много школьников и студентов. Последние, кстати, очень любят фотографироваться с иностранцами. Так что не пугайтесь, если индонезийские дети будут вас об этом просить.
  • Самые атмосферные фотографии в Боробудуре получаются на рассвете и на закате, а также в туманную погоду.
  • Если вдруг вы отстали от своей группы или посещаете храм самостоятельно, вы можете ориентироваться на его территории по указателям, а также по желтой линии на дороге. Она приведет вас прямиком к храму.
  • Территория храма Боробудур – очень большая. И здесь очень мало мест, где вы можете скрыться от палящего солнца. Поэтому обязательно надевайте головной убор и берите с собой питьевую воду.
  • Я не рекомендую посещать храм Боробудур с маленькими детьми. Здесь им совершенно нечем заняться, поэтому они могут заскучать. Также вам придется пристально следить за ними, чтобы они ничего не трогали и не нарушали правила посещения храмового комплекса.
  • Если вы собираетесь гулять по территории храма утром или вечером, обязательно возьмите с собой теплую одежду и средства от мошек и комаров. Последних особенно много около холма Даги.

Теперь вы точно знаете все о храме Боробудур и его окрестностях. Надеюсь, мой рассказ помог вам проникнуться этим местом, и вы захотели его посетить. Поверьте, это действительно очень величественное историческое сооружение, которое стоит увидеть хотя бы раз в жизни. Поэтому, если вы будете на острове Ява или где-то поблизости, не упустите возможность побывать в этом храме и прикоснуться к яванской и буддийской истории! А я с радостью помогу вам и сделаю ваше путешествие максимально комфортным и незабываемым.

Показать на карте
Читайте также
Бедугул

Восхождение на Батур
Дайвинг на Бали

Показать ещё